Все дети по своей природе любознательны. Каждый ребёнок – пытливый исследователь и испытатель. Это естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его изучить: мнет бумагу, замораживает воду, наблюдает за муравьями, разбирает машинки… Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Удовлетворяя свою естественную любознательность, ребёнок, с одной стороны, получает новые сведения о своем предметном окружении, а с другой стороны, учится самостоятельно добывать знания, оперировать ими, мыслить и рассуждать.
В этом году на базе МБДОУ № 211 «Детский сад общеразвивающего вида» (г. Кемерово) был организован интересный исследовательский проект среди воспитанников подготовительной группы. Интересен он был тем, что, во-первых, он проходил в рамках экологического эксперимента, во-вторых, удивила сама идея проекта – можно ли в домашних условиях изготовить краски?
Идея зародилась спонтанно, на обыкновенном занятии, когда одна девочка сделала замечание своему соседу по поводу того, что нельзя брать в рот кисточку с краской, так как это вредно для здоровья. Незатейливая ситуация встала острым вопросом: а бывают ли вообще безвредные, экологически чистые краски? Ситуацию вызвались изучить сами дети.
Сразу был определен алгоритм работы по исследованию, которое проводилось не только в группе со всеми детьми, но и дома с родителями и другими членами семей. Ключевой фигурой проекта были, конечно, дети, роль педагога заключалась в общей организации, в распределении задач между участниками проекта (воспитанниками, родителями, воспитателем).
В самом начале исследовательского проекта мы вместе с детьми поставили перед собой вопросы для решения: как вообще появились краски, из чего изготавливают краски, какая краска была самой первой, с помощью каких растений можно изготовить краски, можно ли изготовить безопасные краски в домашних условиях?
Практическая значимость данной работы заключается в использовании полученных красок на занятиях изобразительного искусства, дома. Повторить подобные эксперименты будет интересно любому ребенку и даже взрослому. Дети получили не только исследовательский опыт, но и как докладчики, что оказалось очень непросто, но в то же время необходимо как будущим первоклассникам.
В процессе работы были использованы разнообразные методы: изучение детской познавательной литературы, энциклопедий (вместе со взрослыми); просмотр познавательных видеороликов и презентаций по данной теме; проведение опытов по изготовлению красок из угля, зеленых частей растений, овощей, фруктов, ягод; пробы рисования полученными красками; решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе исследований.
Таким образом вся работа состояла из теоретической и практической части. Конечно, самой насыщенной была практическая часть – дети проводили опыты дома и в группе, демонстрировали и объясняли их своим товарищам, формулировали выводы.
Для итоговой демонстрации было отобрано четыре эксперимента.
Первый эксперимент – получение краски из каменного угля. Это достаточно древний способ. Мы успешно его повторили и показали, как можно использовать такую краску. Были отмечены недостатки такого способа получения – сложно измельчать уголь в очень мелкую массу, краска получается недостаточно насыщенной по цвету.
Второй эксперимент заключался в выяснении, какие растения и плоды обладают красящими свойствами и как этим можно воспользоваться. Таких красящих растений и плодов оказалось очень много, но пользоваться ими оказалось неудобно.
Третий эксперимент состоял в том, чтобы использовать сок и вытяжки растений для получения красящих растворов. Для опыта взяли морковь, свеклу, каланхое, вишню, луковую шелуху. Эти опыты были самыми интересными: дети сами готовили сок, отжимая измельченные плоды, дома вместе с мамами варили луковую шелуху, а затем полученными соками окрашивали ткани.
После изучения соответствующих источников мы попробовали на основе красящих соков сделать краски, добавляя необходимые компоненты: клей поливинилацетатный, муку, соль и пр. И получились краски! Все в группе попробовали порисовать такими красками.
В итоге были сделаны несколько выводов. Сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, дети отметили, что фабричные краски более яркие и удобные в использовании. Кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро портятся. Палитра цветов фабричных красок более разнообразна, чем красок, изготовленных детьми.
Также в ходе исследования мы выяснили, что краски вокруг нас – стоит только приглядеться повнимательнее. Среди растений есть такие, которые обладают красящими свойствами и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.
А натуральные, самодельные краски интересно получить просто для себя, провести исследовательский эксперимент и приобрести новые знания. К тому же они совершенно безопасны для здоровья в отличие от синтетических красок.
Яна Жих, старший воспитатель;
Наталья Багрыч, воспитатель
МБДОУ № 211 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово