Сегодня, как и сто, и тысячу лет назад, человек неразрывно связан со всем тем, что его окружает. В ответ на свою халатность по отношению к окружающей среде люди получают гнев природы, который выражается в виде стихийных бедствий. Это природа реагирует на человеческое невежество по отношению к ней.
Поэтому формирование эколого-ориентированного сознания как такового должно быть заложено у каждого человека с детства как жизненная необходимость. Ведь не может человек быть равнодушным к источнику жизни – матушке-природе. Для того чтобы привить молодежи сознательное отношение к тому, что ее окружает, юное поколение необходимо подтолкнуть к пониманию и осознанию того, что важно нести ответственность за свою деятельность и с уважением относиться к природе.
Довольно часто в наших домах появляются пустые коробки. Большие и маленькие, разные по форме и плотности они складируются на антресолях, а то и вовсе отправляются в мусор. А между тем такой материал можно использовать весьма необычно – для создания оригинальных настенных панно, объемных сувениров для украшения интерьера комнаты и многого другого. Декоративные работы из гофрированного картона позволяют эффектно оформить кабинет в учреждении дополнительного образования, украсить интерьер современной квартиры, а заодно и показать подрастающему поколению, что обычная упаковочная коробка – эксклюзивный дизайнерский материал, а не источник загрязнения нашей планеты.
Техникой картонажной пластики в совершенстве овладел образцовый детский коллектив Кузбасса – учащиеся детского объединения «Декор» МБОУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Картонажной пластикой детское объединение, руководителем которого я являюсь, занимается уже более 25 лет. Этот вид бумажного творчества ежегодно осваивают около ста девчонок и мальчишек. Многие мои выпускники связали свою жизнь с преподаванием, и в частности – с преподаванием картонажной пластики. А это значит, что и сегодняшние дети, и уже подросшие выпускники, сами ставшие родителями, будут мыслить экологически корректно и смогут прививать своим детям правильные приоритеты во взаимодействии с окружающей средой.
Оценить по заслугам декоративные особенности такого необычного материала, как гофрированный картон, можно только на практике. Для начала детям предлагается выполнить простейшие изделия небольших размеров из полосок гофрированного картона (черепашка, паук, рыбка, сова, домовенок, вороненок и др.).
Затем учащимся предлагается работа с трехслойным картоном. Обычно это рисунки с животными, персонажами из мультфильмов и т. д. (плоскостные работы из гофрированного картона). Дети переводят рисунок при помощи копировальной бумаги на картонную основу, затем помечают карандашом детали на рисунке, которые необходимо оголить или прорезать. На следующем этапе на основу наклеиваются заранее подготовленные полоски картона. Получив навыки работы с инструментами, овладев в совершенстве способами подготовки картона к работе, нарезкой полосок, наклеиванием их на основу, научившись выполнять простые изделия из гофрированного картона, учащиеся переходят к более сложному, но интересному и увлекательному процессу – изготовлению объемных работ.
Чтобы повысить уровень экологической культуры подрастающего поколения посредством декоративно-прикладного искусства, позволяющего дать вторую жизнь отслужившим материалам, в детском объединении особое внимание уделяется популяризации в обществе картонажной пластики. Для этой цели активно используются социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм, где посетители и участники групп могут самостоятельно выполнить поделку из картона, а также узнать много интересного о мастерах бумажных дел и их творчестве. Показателем высокого уровня юных мастеров детского объединения «Декор» является проведение очных мастер-классов. Мастер-классы стали неотъемлемой частью творческой деятельности учащихся. На областной профильной смене декоративно-прикладного творчества в ГАОУ ДО «Детский оздоровительный-образовательный (профилактический) центр «Сибирская сказка» («Сибирская сказка») в 2010 году коллектив «Декор» стал новатором в проведении мастер-классов «Дети для детей» и был отмечен благодарственными письмами департамента образования и науки Кемеровской области.
В 2011 году коллектив стал инициатором проведения мастер-классов «Дети для педагогов» и также нашел положительный отзыв у организаторов областной профильной смены «Сибирской сказки». Таким образом, ежегодное проведение таких мастер-классов для коллектива «Декор» стало традиционным. Также традиционным стало проведение мастер-классов по картонажной пластике в рамках Всероссийской акции «Библионочь», проводимой совместно с учреждениями культуры Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Деятельность детского объединения «Декор» проходит под девизом «Отходы – в доходы». В 2011 году самовар, выполненный из обычного гофрированного картона, на Всероссийском конкурсе декоративно прикладного искусства в г. Анапа был отмечен 1-м местом, а его автор Вероника Лузгина – первой федеральной премией в размере 60 тысяч рублей. В 2013 году на другом Всероссийском конкурсе в Федеральном детском центре «Орленок» кукла «Девушка с кувшином», выполненная из картона, была отмечена второй федеральной премией, а ее автор Алина Богомолова получила 30 тысяч рублей. В 2015 году Анна Мананникова была награждена поездкой в г. Санкт-Петербург за достойную защиту и оригинальное исполнение радио-управляемого «БелАЗа» из гофрированного картона, а чуть позже этот экспонат принес еще одну победу в копилку Анны – 1-е место на Всероссийском конкурсе, организованном издательством «Просвещение».
Благотворительный аукцион «Вместе помогаем детям» стал также традиционным мероприятием для учащихся детского объединения «Декор», а ведь это тоже доходы для моих воспитанников за их умелое использование вторсырья и превращение его в оригинальные дизайнерские работы. С 2013 по 2019 годы в благотворительном аукционе приняли участие 19 учащихся «Декора», каждый получил по 5 тысяч рублей. С целью популяризации картонажной пластики ребята активно принимают участие в конкурсах разного уровня («Экосумка», «Из мусорной кучки – классные штучки», «Чудеса из ненужных вещей», «Зеркало природы» и другие). В марте 2020 года для учеников и гостей МБОУ «ООШ № 19» было проведено «ШОУ-шляпа», в котором 17 юных мастеров и мастериц продемонстрировали свои шляпы из картона и других отходов.
Каждый человек может внести посильный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Мы с детьми тоже вносим свою посильную лепту в дело охраны природы. По нашему мнению, использование обычных картонных коробок для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав толчок для творчества!
Е. М. Прокудина, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дворец творчества» Ленинск-Кузнецкого городского округа