Главное У соседей Эковек № 1 (138)

Положительный опыт работы программы «Усынови заказник» в Алтайском крае

29.01.2021

С 2006 года в Алтайском крае реализуется программа «Усынови заказник». Она направлена на работу со школьными и внешкольными экологическими группами в сельских районах, а её основной целью является оказание практической помощи ценным и особо охраняемым природным территориям. В рамках данной программы школьники устанавливают шефство над близлежащей особо охраняемой природной территорией или территорией с высоким биологическим разнообразием.

Конкурсы – это отлично!

Чтобы мотивировать школьные коллективы на активную плодотворную деятельность по сохранению дикой природы и иметь возможность поощрять тех, кто прилагает особое рвение и старание, был выбран вариант проведения сезонных конкурсов. Конкурсы – это отличный инструмент стимулирования как самих школьников, так и учителей. Одних они привлекают возможностью побороться за призы и подарки, занимаясь тем, что интересно и нравится; для других – это прекрасный шанс проявить себя, а кто-то воспринимает участие в конкурсах как развлекательное занятие, позволяющее с пользой для природы провести свой досуг. Облегчается и работа для педагога, который, имея благие намерения в деле сохранения природы, не всегда обладает достаточными знаниями, как сделать это правильно. В данном случае, пользуясь готовым положением конкурса, прописанными в нём заданиями и приложениями со ссылками на методические материалы, учитель чётко представляет весь фронт работ, которые можно сделать с пользой для живой природы в данный сезон года.

Для общения участников между собой, а также со специалистами разных профилей (ботаники, орнитологи, энтомологи, географы и др.) используется площадка на базе социальной сети ВКонтакте – сообщество «Программа «Усынови заказник», позволяющая взрослым и школьникам получать онлайн консультации по своим наблюдениям. Налажено тесное взаимодействие и партнёрское сотрудничество с Тигирекским заповедником, национальным парком «Салаир», Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, Краевым государственным учреждением «Алтайприрода», Институтом биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета, Алтайским краевым детским экологическим центром, общественными организациями: Алтайским отделением Союза охраны птиц России, Клубом AltaiNature, Алтайским региональным отделением Общероссийского народного фронта.

В качестве награды отличившиеся группы поощряются специальной литературой – определителями животных и растений, Красной книгой Алтайского края, методическими пособиями, справочниками, а также оборудованием – биноклями, цифровыми фотоаппаратами, GPS-навигаторами, планшетами, экшн-видеокамерами, фотоловушками. Призы подбираются не случайно. Их применение на практике позволяет ребятам в дальнейшем продолжать изучение и охрану природы на подшефных территориях, улучшая результаты своей работы.

Нужно отметить, что каждый из конкурсов непременно включает в себя три направления: исследования, практическую часть и экологическое просвещение.

Исследовать, работать, просвещать

В рамках исследовательского направления работа ребят отличается в зависимости от сезона года. Зима – время подкормки зимующих птиц и наблюдения за ними на кормушках, ведение «Птичьих дневников», составление следопытского каталога и изучение животных по следам. Снежный покров будто специально для этого предназначен! Летом увидеть оленя или зайца очень трудно, зимой же проследить жизнь зверя не составляет особого труда. Многие школьные группы помогают егерям заказников в проведении зимних маршрутных учётов, участвуют в троплении. Лето – это, конечно же, пора экспедиций. Ребята вместе с учителями проводят инвентаризацию «усыновлённых» территорий, выявляют места обитания редких и исчезающих видов растений и животных, ценных природных объектов, таких, как гнёзда хищных птиц, старые дуплистые деревья, крупные муравейники, норные городища, составляют фотогербарии. Весной и осенью школьники проводят исследования причин и последствий пожаров на природных территориях, изучают заселяемость искусственных гнездовий.

Участвуя в конкурсах из года в год, натуралисты накапливают базу данных о своей подшефной территории, регулярно пополняя её новыми сведениями. Важно подчеркнуть, что именно регулярность проводимых исследований позволяет оценивать динамику изменения численности животных и растений, а значит, способствует повышению эффективности реализуемых природоохранных мероприятий.

Практическая составляющая представлена в каждом конкурсе по-разному и также зависит от сезона года. Зимой – это изготовление и размещение кормушек для птиц. Весной и осенью – изготовление и установка разнообразных искусственных гнездовий, предотвращение пожаров на природных территориях, выращивание саженцев редких местных пород деревьев и кустарников на пришкольных питомниках с последующей высадкой в дикую природу, помощь егерям в обустройстве галечников, солонцов. Летом – установка информационных и предупреждающих аншлагов на границах охраняемых территорий, огораживание муравейников, очистка родников, снятие брошенных на водоёмах сетей.

Очень важно информировать местных жителей о состоянии окружающей среды и привлекать их к своей практической работе. Поддержка населения – залог успеха природоохранной работы. Именно поэтому непременной составляющей всех конкурсов программы «Усынови заказник» является экологическое просвещение. Его ребята реализуют через районные газеты: регулярно рассказывая на их страницах о проводимой работе, о ценности природных территорий и важности их «здоровья» для всех жителей Алтайского края. Кроме того, школьники проводят встречи и круглые столы с участием представителей сельских администраций, депутатов, руководителей фермерских и крестьянских хозяйств. На этих мероприятиях они затрагивают такие вопросы, как неконтролируемые травяные палы, весенняя охота, распространение инвазионных видов флоры.

Важным звеном в работе школьных экологических групп является их сотрудничество с представителями власти. Многие тесно и плодотворно работают с сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, часто работа идёт с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей. Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передают в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги.

Вклад в издание Красной книги Алтайского края

Последнее переиздание Красной книги Алтайского края происходило в 2016 году. К этому моменту активисты краевой программы «Усынови заказник» обобщили все сведения по редким видам, которые удалось собрать в предыдущие годы, и передали их в редакционную коллегию Красной книги Алтайского края. Благодаря активной работе школьников и учителей более 50 новых мест обитания редких видов растений и животных были обнаружены и вошли в новое издание. Кроме того, были виды, для которых школьники впервые документально подтвердили встречи в регионе, предоставив фотографии и точные географические координаты своих удивительных находок. Так, под охрану взята минога сибирская, обнаруженная на р. Катунь в Алтайском районе учеником Айской школы Денисом Болотовым (школьная команда «Борцы экологического движения»). Учёные-биологи отметили большой вклад участников программы «Усынови заказник» в пополнение базы сведений о состоянии редких видов и их местонахождении в Алтайском крае.

Несмотря на то, что Красная книга переиздаётся один раз в 10 лет, этот документ «живой» и ведение базы данных о наблюдениях за исчезающими видами должно проводиться на постоянной основе. Эффективное сотрудничество со школьными коллективами было решено продолжить и развивать. Для этого нами совместно с региональным Министерством природных ресурсов и экологии принято решение о внедрении на постоянной основе в работу программы «Усынови заказник» с 2017 года краевого конкурса «Красная книга Алтайского края».

В рамках этого конкурса школьники под руководством учителей в течение года проводят исследования на своих подшефных территориях, занимаются поиском новых мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также ведут мониторинговые наблюдения за уже известными популяциями и объектами. Мониторинг позволяет своевременно выявлять угрозы редким видам, предупреждать и устранять нарушения природоохранного законодательства, выделять зоны особой охраны в региональных заказниках и особо защитные участки лесов. Каждое натуралистическое наблюдение участники конкурса подтверждают фотодокументом, для большинства встреч также при помощи GPS-навигатора фиксируют точные географические координаты. Не всегда представленные школьниками фотофакты имеют художественную ценность. Однако если на снимке видны определительные признаки редкого вида, то научная ценность такой фотографии очень высока, потому что позволяет учёному с уверенностью подтвердить наблюдение натуралиста, а значит, узнать чуть больше о жизни того или иного исчезающего вида на территории нашего региона.

Результатом конкурса «Красная книга Алтайского края» становится обобщение всех сведений о встречах и находках редких видов в течение года, верификация представленных наблюдений профессиональным научным сообществом и выпуск под эгидой Минприроды края ежегодных Бюллетеней по ведению региональной Красной книги. К настоящему моменту вышли в свет два выпуска Бюллетеня и в ближайшее время ожидается выход третьего. В 2017 году школьниками предоставлены сведения по 68 редким видам животных и 40 видам растений. В 2018 году количество наблюдений значительно выросло: 76 видов животных и 50 – растений, соответственно. В 2019 году эти показатели составили уже 77 видов животных и 67 редких видов растений. Кроме того, все верифицированные наблюдения с указанием авторов попадают в электронную базу данных по редким видам растений и животных ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края», которая используется региональным Минприроды в работе с 2011 года.

Результаты

За время работы программы «Усынови заказник» в Алтайском крае установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 36 школьных групп более чем в 20 районах, «усыновлены» 15 заказников и 17 памятников природы, 1 ключевая орнитологическая территория и 5 ценных природных территорий. С 2006 года школьными коллективами реализовано более 35 собственных исследовательских и природоохранных проектов.

По прошествии 15 лет работы одним из важных достижений стало расширение сети региональных особо охраняемых природных территорий: 10 памятников природы регионального значения появились благодаря инициативе и целенаправленной, кропотливой работе активистов программы «Усынови заказник». В настоящий момент ещё несколько школьных групп работают над приданием заповедного статуса своим подшефным природным территориям. Кроме того, благодаря активной работе сельских молодёжных групп, ряд их предложений учтен в Схеме размещения и развития региональных особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 г. (утверждена Постановлением Правительства Алтайского края № 2 от 18.01.2021 г.). Из предложений участников программы «Усынови заказник» в этот документ вошли создание заказника «Чупинский бор», а также создание памятников природы «Долина р. Каменка», «Скала Сапсан», «Бассейн р. Колыванки» и другие.

Положительный опыт программы «Усынови заказник» показывает, что работу по изучению природы силами инициативных школьных экологических групп необходимо вести на систематическом уровне и постоянной основе. Поскольку такой подход даёт практические результаты, а соответственно поддерживает и мотивацию молодёжи. Организовать интересную и полезную для природы работу силами школьных экологических групп можно при наличии постоянной подшефной территории, ценной с природоохранной точки зрения, и при круглогодичной систематической работе, организованной на конкурсной основе с учётом сезонных особенностей. Силами школьников под руководством учителей биологии и географии можно достигать научно значимых и природоохранных результатов, при условии помощи и при сотрудничестве с профильными специалистами: преподавателями естественнонаучных факультетов вузов, сотрудниками НИИ, специалистами природоохранных структур, общественных экологических организаций. Системная работа также служит профессиональному ориентированию школьников.

Мы уверены, практические природоохранные результаты – залог искреннего интереса молодежи к изучению и сохранению мира дикой природы.

Людмила Пожидаева, координатор программы
«Усынови заказник» (Алтайский край, г. Барнаул)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *