Важное Экопроекты

К вопросу о реализации Закона Кемеровской области – Кузбасса «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры»

02.03.2020

Экологическая культура напрямую связана с мировоззрением человека на проблемы охраны окружающей среды, которое в свою очередь формируется в процессе экологического образования, специальной подготовки, экологического просвещения.

Вопросы повышения экологической культуры в нашей стране возведены Президентом и Правительством Российской Федерации (РФ) в ранг основных направлений государственной экологической политики. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» признала за субъектами Российской Федерации важность осуществления мероприятий по экологическому просвещению и распространению экологических знаний среди населения. Экологическое просвещение является необходимым условием успешной реализации национального проекта «Экология».

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения, в том числе по вопросу формирования экологической культуры.

Потому в конце прошлого года и принят Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры» от 24 декабря 2019 г. № 165-ОЗ (далее Закон об экологической культуре). Он является экологически и социально ориентированным, отражает стремление региона внести необходимый вклад в формирование экологической культуры населения Кузбасса, возможно, быть примером для других субъектов РФ в повышении ее уровня. Известно, что число субъектов РФ, в которых приняты аналогичные законы, чуть больше десяти.

Законом об экологической культуре определены цели, задачи и принципы формирования экологической культуры и экологического образования, общие формы экологического образования и экологического просвещения, а также полномочия органов государственной власти Кузбасса в сфере экологического образования и формировании экологической культуры. Статьей 11 Закона об экологической культуре предусмотрена информационно-методическая, консультативная и организационная государственная поддержка тех организаций и объединений, которые осуществляют деятельность в сфере экологического образования и формирования экологической культуры.

Зачастую нормативные правовые акты субъектов РФ имеют общий недостаток – формализм их положений и дублирование федеральных законов. Эти недостатки делают неработающими законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Чтобы этого не произошло, для Кузбасса актуальным становится вопрос реализации общих форм экологического образования и экологического просвещения, установленных ст. 6 и ст. 7 Закона об экологической культуре.

Первый шаг в этом направлении уже сделан в рамках презентации газеты «Экологический вестник Кузбасса», состоявшейся 6 февраля 2020 года с участием представителей органов государственной власти, научно-исследовательских, образовательных и иных учреждений и организаций, а также общественности. Был поставлен вопрос о необходимости проработки механизмов реализации ключевых положений Закона об экологической культуре.

В этой связи, считаем целесообразным обратить внимание на следующее. Реализация Закона об экологической культуре должна носить всеобщий и комплексный характер. Что это означает? Прежде всего то, что деятельность по формированию экологической культуры должна охватывать всех участников отношений по охране окружающей среды, то есть не только население, но и публичные образования, в том числе органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.

Вопросы реализации положений закона должны обсуждаться с участием представителей научно-исследовательских и образовательных учреждений, то есть выходить за рамки соответствующих региональных департаментов и служб. При этом вопросы реализации указанного закона носят мультидисциплинарный характер, то есть затрагивают и гуманитарные, и естественные, и технические области. Немалая роль в этом процессе принадлежит правовой науке, поскольку принимаемые административно-управленческие решения в сфере охраны окружающей среды должны быть законны, согласованы с положениями федерального законодательства.

Реализация Закона об экологической культуре должна включать также мероприятия, имеющие строго целевую направленность и аудиторию. Например, одни мероприятия представляют интерес для хозяйствующих субъектов (к примеру, разъяснительная работа, лекции, семинары и т. п. по актуальным вопросам охраны окружающей среды), другие – могут касаться школьников различного звена.

Кроме того, положения Закона об экологической культуре требуют своей детализации в подзаконных нормативных правовых актах. В некоторых субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях страны утверждаются программы (планы) реализации мероприятий по экологическому просвещению, в которых определяются не только конкретные мероприятия в обозначенной сфере, но и субъекты-исполнители.

В отдельных случаях федеральный закон определяет субъект, наделенный полномочиями по осуществлению экологического просвещения в определенной области. Например, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов относит организацию экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, органы местного самоуправления должны организовать работу по экологическому просвещению в указанной сфере.

Немалую роль в формировании экологической культуры играет организация экологического просвещения на базе особо охраняемых природных территорий, количество которых, что примечательно, в Кузбассе должно только расти (согласно Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения на период до 2030 года).

Значительный вклад в формирование экологической культуры вносит ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и его структурные подразделения. Так, кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса юридического института в течение учебного года осуществляет образовательный процесс по дисциплинам «Экологическое право», «Земельное право», «Природоресурсное законодательство», организует проведение эколого-просветительских мероприятий (сбор макулатуры, батареек, отработанных ламп и т. п.). На базе указанной кафедры функционирует «Экологическое правовое общество студентов», ребята общества активно не только сами вовлекаются в эколого-просветительский процесс, но и во взаимодействии с другими экологоориентированными предприятиями проводят экологические уроки со школьниками.

На протяжении последних двух лет ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» организует Экологический форум. Экологический форум представляет собой профессиональную площадку для формирования экспертной среды по обсуждению проблем охраны окружающей среды и природопользования, правовой оценки изменений законодательства и анализа правоприменительной практики в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Обсуждаемые вопросы отвечают целям региональной Стратегии-2035, Концепции «Чистый уголь – зеленый Кузбасс» и задачам НОЦ «Кузбасс», имеют и правовой, и междисциплинарный характер. Поэтому для участия в работе Экологического форума традиционно приглашаются и юристы, и специалисты технических и естественных наук, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды; представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса, общественности и науки.

Наталья Лисина, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *