В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы – непременное условие не только существования, но и развития человечества. Экология как наука сможет стать элементом культуры общества только при условии включения ребенка в различные виды деятельности по решению экологических проблем.
Для формирования научного мировоззрения школьников важна исследовательская деятельность. При этом эффективность ее осуществления обучающимися в области экологии достигается с помощью целенаправленного применения школьниками комплекса умений: наблюдения, сравнения, анализа, выделения существенных признаков, установления причинно-следственных связей, обобщения и формулирования выводов.
МКОУ «Поротниковская СОШ» Бакчарского района Томской области с 2006 года имеет статус центра экологического образования третьего уровня. В школе действует научное общество для учащихся «Исследователь», в рамках которого школьники проводят исследования по изучению природных сред и объектов. За время существования данного общества было проведено более 40 экологических исследований. Однако большинство данных исследований основывалось только на биоиндикационных методах в связи с отсутствием современного лабораторного оборудования в школе.
Качество исследовательских работ кардинально изменилось после покупки учебно-лабораторного комплекса «Химия в школе». Комплекс позволяет проводить лабораторные работы на уроках химии, биологии, экологии, используя такие методы, как фотоколометрия, потенциометрия, ионометрия, кулонометрия, калориметрия, психрометрия и титриметрия. К учебно-лабораторному комплексу прилагается методическая литература с подробным руководством использования данного комплекса.
Перед приобретением учебно-лабораторного комплекса педагоги проходят курсы повышения квалификации, организованные сотрудниками ООО «НПО «Унитех», где получают не только теоретические знания, но и практический навык проведения исследований на данном оборудовании.
«На данных курсах от менеджера проектов ООО «НПО «Унитех» Александра Михайловича Фолина я узнала также о методике использования микоризообразующего препарата «Кедр» (компания «Микобакс»), содержащего грибницу масленка сибирского Suillus sibiricus.
Методика меня заинтересовала, так как ученики нашей школы ежегодно принимают участие в посадке саженцев кедров и возрождении припоселковых кедровников. Благодаря спонсорской помощи ООО «НПО «Унитех» и качественной методической поддержке и консультациям в 2019 году после посадки саженцев была внесена микориза под 23 кедра», – рассказывает Любовь Щукина, заместитель директора по научно-методической работе, учитель биологии и экологии МКОУ «Поротниковская СОШ» Бакчарского района Томской области.
В течение летне-осеннего периода при использовании учебно-лабораторного комплекса ООО «НПО «Унитех» «Химия в школе» были проведены исследования фотоколометрическим методом по определению влияния микоризообразующего препарата на рост побегов и концентрацию пигментного комплекса саженцев сосны сибирской (хлорофилл а, b, каротиноиды). Результаты проведенного исследования можно считать отличными. Было доказано, что микоризообразующий препарат «Кедр» оказывает положительное воздействие на приживаемость саженцев сосны сибирской. За 3,5 месяца после внесения микоризообразующего препарата в хвое саженцев экспериментальной группы наблюдалось существенное увеличение концентрации фотосинтетических пигментов, что отразилось и на увеличении роста главного побега. Можно сделать вывод, что данный микоризообразующий препарат эффективен для роста и адаптации приживаемости саженцев сосны сибирской. В процессе данной исследовательской деятельности учащиеся – авторы работы – смогли произвести исследование на современном уровне без привлечения дополнительного оборудования, приобрели практические навыки экспериментальной работы, повысили проектно-исследовательские компетенции.
Нельзя не отметить, что возможности использования такого учебно-лабораторного комплекса велики и позволяют проводить исследовательские работы на более высоком и качественном уровне. Выше описанная исследовательская работа уже сейчас стала участником всероссийского конкурса им. В. И. Вернадского.
«Хочется выразить благодарность сотрудникам ООО «НПО «Унитех» за производство качественного лабораторного оборудования, методическую и консультационную поддержку педагогам», – говорит Любовь Щукина.
МКОУ «Поротниковская СОШ» Бакчарского района Томской области