Современные подходы к созданию условий для эффективного всеобщего экологического образования опираются на принципы стратегического партнерства не только между образовательными организациями, но и научными центрами, коммерческими и не коммерческими организациями.
Развиваются и демонстрируют высокие результаты эффективности сетевые формы взаимодействия, направленные на решение одной или целого комплекса задач экологического образования, о чем свидетельствуют многочисленные публикации методических материалов педагогов в сети Интернет. Как правило, участниками такого взаимодействия являются школы, лицеи, детские сады, эколого-биологические центры и другие образовательные организации, составляющие основу системы экологического образования подрастающего поколения, в которой сосуществуют традиции и инновации, передовые технологии и рутина, педагоги, подающие пример и безынициативные. Центрами сетевого взаимодействия выступают, как правило, люди, генерирующие передовые эколого-педагогические идеи, и организации, в которых они воплощаются в жизнь: апробируются, дорабатываются, а затем трансформируются в массовые образовательные технологии.
Коммерческие организации, такие, как ЗАО «Крисмас+» – разработчики, производители и поставщики учебного оборудования, – являются держателями очень важных ресурсов для повышения эффективности сетевого взаимодействия в сфере экологического образования. Поэтому привлечение их в качестве стратегических партнеров образовательных организаций обладает огромным потенциалом.
Компания производит и поставляет широчайший ассортимент не имеющих аналогов в России приборов и средств химического и физического контроля объектов окружающей среды, на самом современном уровне комплектует учебные лаборатории различных образовательных организаций.
Структурное подразделение ЗАО «Крисмас+» – учебный центр – организует и проводит обучение и стажировку педагогов и специалистов образовательных организаций разного уровня.
Для сферы экологического образования компания предлагает целый ряд технических средств химического экспресс-анализа, применимого в условиях межпредметности и метапредметности экологического практикума: при мониторинге окружающей среды и экологической аттестации рабочих мест, водно-химическом и технологическом контроле, санитарно-химическом и пищевом анализе.
Прогрессивными направлениями для учебных исследований, поддерживаемыми «Крисмас+», являются:
– оценка широкого спектра экологических показателей окружающей среды (воды, воздуха, почвы);
– оценка факторов безопасности жизнедеятельности (аварийно химически опасные вещества и радиацион- ная безопасность);
– оценка показателей качества продуктов питания и состояния пищевых объектов;
– комплексная оценка состояния водоемов, сообществ и т. п.
Применение разных учебно-методических комплектов, предлагаемых компанией в начальной школе (набор оборудования для занимательных химико-экологических опытов «Начальная школа»), в условиях урочной и внеурочной деятельности основной школы (класс-комплект-лаборатория для экологических исследований воды, воздуха, почвы «ЭХБ», учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности», санитарно-пищевая экспресс-лаборатория СПЭЛ-У, мини-экспресс лаборатория «Пчелка»), в условиях полевых проектных исследований в дополнительном образовании (ранцевые лаборатории НКВ-Р, НПЛ-Р), предоставляет возможность вовлекать в учебную эколого-ориентированную практическую исследовательскую деятельность большое количество учащихся для организации комплексных исследований природных объектов, эффективного решения разноуровневых учебных задач.
Группа компаний «Крисмас+» входит в несколько сетевых проектов, посвященных решению вопросов экологического образования. Она является постоянным стратегическим ресурсным и социальным партнером ряда школ и детских садов, вузов и организаций дополнительного образования детей, расположенных не только на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и по всей России.
Одним из важнейших эффектов сотрудничества компании с образовательными организациями является создание актуальной системы учебно-методических комплектов для всех уровней общего, профессионального и дополнительного образования. Эта система в свою очередь может служить не только инструментом обновления содержания экологического образования, но и стать источником формирования новых компонентов современного метапредметного естественнонаучного образования в целом.
С кузбасским регионом компания имеет давние и тесные связи. Специалисты учебного центра «Крисмас+» регулярно участвуют в программах повышения квалификации педагогов-«естественников» в качестве приглашенных лекторов. На этих занятиях учителя школ и преподаватели СПО знакомятся с современными инновационными технологиями химико-экологических и биолого-экологических практикумов, механизмами их системной интеграции в учебный процесс. В рамках заключенных соглашений о научно-методическом партнерстве компания регулярно передает в образовательные организации региона комплекты новинок учебно-методической литературы, посвященной организации и методикам проведения экологически ориентированных экспериментов и практикумов собственного издательства. Среди наших опорных информационно-методических площадок ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» и МБОО ДО «Центр дополнительного образования» г. Мыски.
В этом году учебный центр ЗАО «Крисмас+» запустил новый большой проект сетевого взаимодействия «Доступные эколого-ориентированные технологии исследований окружающей среды «Крисмас» в образовании». Участниками проекта стали образовательные организации общего (дошкольного, начального, основного и среднего), дополнительного и профессионального образования, применяющие в своей работе учебно-методические комплекты производства компании.
Данный проект направлен на поддержание и развитие эколого-образовательных педагогических сообществ, интерактивных экологически ориентированных естественнонаучных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Такая поддержка особенно важна для педагогов, не имеющих богатого профессионального опыта, для учителей и воспитателей, работающих в сельской местности и на удаленных территориях.
Проект ориентирован на создание насыщенной коммуникативной межпредметной образовательной среды для педагогов. Она, в свою очередь, является определяющим условием для непрерывного развития профессиональных компетенций работников образования.
В ходе проекта педогоги/организации имеют возможность делиться друг с другом своим профессиональным опытом, получают достоверные сведения о существующем похожем или неизвестном им формате эколого-образовательной работы, устанавливают контакты и вступают в сотрудничество, оперативно получают интересующую их информацию, проходят курсы повышения квалификации по программам, сопряженным с той эколого-ориентированной работой, которую они уже ведут или планируют вести, широко распространяют свой уникальный опыт работы.
При этом параллельно происходит внедрение в практику естественнонаучного образования эколого-ориентированных практических работ обучающихся и разнообразные формы их организации, поддерживаемые учебно-методическими комплектами или иным оборудованием производства ЗАО «Крисмас+», что должно привести к росту качества образовательных услуг и развитию экологического образования в городе, области, крае, регионе в целом. В числе активных участников проекта – образовательные организации из городов Кемерово, Мыски, Новокузнецк, а также представители многих других регионов нашей страны.
Мы считаем, что опыт и наработанные в ходе нашего взаимодействия научно-методические материалы будут полезны и востребованы широким кругом специалистов системы естественнонаучного образования.
Евгения Орликова, ведущий методист учебного центра
ЗАО «Крисмас+», к.п.н., г. Санкт-Петербург