В период введения и действия режима ограничений по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации произошли изменения законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, даны разъяснения применения отдельных нормативных правовых актов в указанной сфере. Обозначим некоторые из них.
Сфера охраны окружающей среды
1) Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 573 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
Им расширен перечень полномочий Минприроды России. К полномочиям указанного ведомства отнесены установление требований к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенному для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также ограничение любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
2) Приказ Минприроды России от 21.02.2020 № 83 (зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2020 № 58181) «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».
Приказом утверждены нормативы предельно допустимых воздействий (ПДВ) на уникальную экосистему озера Байкал и перечень вредных веществ, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал. С изданием указанного приказа утратил силу ранее действовавший приказ Минприроды России от 05.03.2010 № 63.
3) Приказ Ростехнадзора от 27.05.2020 № 201 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного контроля (надзора) за соблюдением требований промышленной безопасности и лицензионных требований с использованием средств дистанционного взаимодействия».
Указанным правовым актом до 31 декабря текущего года допускается проведение Ростехнадзором проверок на предмет соответствия требованиям промышленной безопасности и лицензионным требованиям посредством дистанционного взаимодействия.
Речь идет о проверках, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения; производству маркшейдерских работ; эксплуатации взрывопожаро-опасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
4) Письма, разъяснения, иная информация федеральных органов исполнительной власти. К примеру:
– «Дополнительные разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 году» (подготовлены Ростехнадзором);
– «С 1 июля вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод» (информация подготовлена Минстроем России). Речь идет о вступлении в силу с 1 июля текущего года постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, устанавливающего новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты. Им актуализирована существующая система компенсации наносимого экологического ущерба. Кроме того, для всей территории Российской Федерации будет действовать единый порядок расчета нормативов и исчисления платы;
– письмо Росприроднадзора от 07.05.2020 № МК-05-01-32/14059 «О государственной экологической экспертизе». Им разъяснен вопрос проведения государственной экологической экспертизы, рекомендован электронный вид обращений. Кроме того, разъясняются условия отнесения проектной документации, разрабатываемой для объекта капитального строительства в целях выполнения работ по капитальному ремонту, к объектам государственной экологической экспертизы;
– письмо Минприроды России от 24.04.2020 № 19-50/5106-ОГ «О внесении квартальных авансовых платежей» касается особенностей внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Уточняется, что до внесения изменений в форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году плательщики вправе самостоятельно в свободной форме проинформировать территориальные органы Росприроднадзора о выбранных способах определения размеров квартальных авансовых платежей;
– письмом Минприроды России от 17.04.2020 № 12-47/9513 разъяснен порядок выдачи документов на временно разрешенные выбросы и сбросы. Подчеркивается, что до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при их разработке разрешения на них выдаются в порядке, предусмот-ренном постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469.
Сфера использования и охраны природных ресурсов
1) Федеральный закон от 24.04.2020 № 146-ФЗ «О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Им установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения вод-ных биоресурсов осуществляется посредством внеплановых проверок и плановых (рейдовых) осмотров. Плановые (рейдовые) осмотры проводятся непосредственно в местах осуществления добычи (вылова) вод-ных биологических ресурсов и позволяют оперативно выявить возможные нарушения в деятельности юридических лиц. Указанным федеральным законом установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется без проведения плановых проверок.
2) Постановление Правительства РФ от 30.05.2020 № 798 «О внесении изменений в Правила организации искусственного воспроизводства вод- ных биологических ресурсов». Им уточнен порядок организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов. Как следует из содержания указанного постановления, учреждения, находящиеся в ведении Росрыболовства и осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов на основании государственного задания, вправе реализовать добытые (выловленные) водные биоресурсы (за исключением осетровых видов рыб, предоставленных в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), а также редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ) после их использования в целях искусственного воспроизводства водных биоресурсов, а также молодь (личинки) водных биоресурсов (в том числе осетровых видов рыб, за исключением редких и находящихся под угрозой исчезновения осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу РФ), полученную при осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов в рамках выполнения госзадания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Одним из условий реализации такого права является достижение (выполнение) учреждениями показателей госзадания. Выполнение показателей госзадания подтверждается комиссией, осуществляющей контроль за выполнением работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, создаваемой территориальными органами Росрыболовства.
3) Приказ Минприроды России от 15.04.2020 № 220 «Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов» (зарегистрирован в Минюсте России 28.05.2020 № 58495). Указанный нормативный правовой акт определяет порядок и условия использования донного грунта. Донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического лица, юридического лица, осуществляющих проведение соответствующих видов работ. Одним из условий использования донного грунта является то, что донный грунт не должен содержать твердые полезные ископаемые, не относящиеся к общераспространенным полезным ископаемым.
Донный грунт может использоваться для организации благоустройства территории, осуществления дорожной деятельности, создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения, создания искусственных земельных участков, для целей сельскохозяйственного производства, для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В части законопроектной работы отметим существующее предложение внести изменения в статью 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предлагает освободить от платы за негативное воздействие на окружающую среду в течение отчетного периода 2020 года. Согласно п. 5.1 ст. 16.4 (в редакции законопроекта), лица, обязанные вносить плату, вправе не вносить квартальные авансовые платежи в течение отчетного периода 2020 года. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода 2020 года с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта 2021 года.
Также законопроектом предусматривается, что несвоевременное или неполное внесение, равно как и невнесение в течение 2020 года квартальных авансовых платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными их вносить, не влечет за собой уплату пени.
Наталья Лисина, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института КемГУ
Наталья Лисина, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института КемГУ