Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальная проблема современности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее важных. Современный мир показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Каких животных мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас.
Работая с детьми 3-4 лет, я отмечаю, что у малышей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.
Поэтому мы, воспитатели второй младшей группы МБДОУ № 211 с детьми и родителями, решили реализовать проект «Птицы – наши друзья!», который позволил расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужил формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
В рамках проекта мы проводили разные мероприятия: читали книги, смотрели презентации о птицах, провели занятие «Покормим птиц зимой», познакомились с зимующими птицами, рассматривали птиц и находили отличия между ними, наблюдали за птицами во время прогулок.
Ребята исследовали, какие птицы прилетали к кормушке, чем их можно кормить, провели экологическую акцию «Покормите птиц зимой». К проекту для изготовлению кормушек были привлечены родители.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Нас очень радовало, что в свободное от игр время ребята самостоятельно занимались рассматриванием сюжетных картинок о птицах, беседуя при рассматривании. Темы рисунков для раскрашивания разнообразились. Теперь можно было увидеть не только раскрашенные «машинки», «игрушки», «куклы», но и раскраски разных птиц, например, «снегирь, сидящий на ветке», «синичка на ветке», «скворечник на березе» и др.
У детей проявились интерес к объектам живой природы, зимующим птицам, умение выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу зимой. Дети много узнали интересного из жизни зимующих птиц.
Татьяна Авдеева, воспитатель МБДОУ № 211
«Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово