Главное Официально Эковек № 2 (139)

Открытия – каждый день!

04.03.2021

Александра Филиппова в 1999 году с отличием окончила биологический факультет Кемеровского государственного университета по специальности «Биология». Получила квалификацию «Биолог. Преподаватель по специальности биология». После окончания вуза поступила в аспирантуру. Параллельно работала в Центре новых информационных технологий КемГУ. В 2005 году защитила диссертацию по теме «Эколого-биологическая оценка состояния хвойных растений и мониторинг окружающей среды на примере города Кемерово» с присуждением ученой степени кандидата биологических наук.

В 2006 году принята на должность заведующего лабораторией гербария на кафедру ботаники биологического факультета КемГУ. Затем перешла на должность старшего преподавателя, а через год – на должность доцента кафедры. В настоящее время работает в должности доцента на кафедре экологии и природопользования института биологии, экологии и природных ресурсов КемГУ. Имеет ученое звание доцента.

Участвовала в реализации различных проектов, грантов, государственных контрактов, экологических экспертиз. Наиболее значимые из них: «Мониторинговые исследования видов животных, растений и грибов, занесённых в Красную книгу Кемеровской области – Кузбасса», «Оценка экологического состояния водоемов на объектах угледобычи», «Выявление и оценка состояния видов растений, животных и грибов, занесённых в Красную книгу Кемеровской области, на различных объектах угледобычи и других действующих и планируемых предприятиях Кемеровской области», «Оценка биологического разнообразия животных на рекультивированных и самозарастающих территориях, ранее нарушенных горнодобывающими работами».

Участвует в реализации различных программ по работе с одаренными детьми на базе регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Сириус. Кузбасс», в олимпиадном движении по биологии.

– Как выбирали профессию?

– Я с детства интересовалась природой. Постоянно спрашивала у мамы (она у меня работала учителем в школе, преподавала географию и биологию) названия растений, животных. Интересовалась географией. С папой (он, кстати, тоже учитель) ездили собирать грибы, ягоды, на рыбалку. Всегда восхищалась красотой природы. Когда стала постарше – решила для себя, что профессию свяжу с биологией. Поэтому вопрос, в какой вуз поступать, у меня был решён давно. Выбор пал на Кемеровский государственный университет. Поступила в него без особых проблем – знания помогли. В вузе практически сразу решила, что хочу заниматься ботаникой. Моим научным руководителем стала Любовь Никифоровна Ковригина. Когда получила диплом, продолжила обучение в аспирантуре. Кандидатскую диссертацию писала под руководством Людмилы Олеговны Петункиной. После окончания аспирантуры пришла работать на кафедру ботаники. Я благодарна своим родителям и преподавателям, которые всегда были моими наставниками и помогли состояться как преподавателю и учёному.

– Альтернативы научным исследованиям рассматривали? Например, преподавание в школе или работа специалистом на предприятии, в организации?

– Путь в науку, как правило, тернист. На моем пути были преграды, но мне их удалось преодолеть. Опять же, во многом меня поддерживали родители и преподаватели.

В детстве я мечтала работать в ботаническом саду. Примерно на четвертом-пятом курсе поняла, что могу связать свою жизнь с университетом. Профессию учителя я рассматривала как альтернативную. И даже определённое время работала в школе. Но преподавание в университете, как мне кажется, оно более многогранное. Здесь не только проведение учебных занятий и чтение лекций, но и возможность заниматься наукой, изучать родную природу, просторы Кузбасса.

– Совершили уже свое любимое научное открытие?

– Я не перестаю удивляться красотам и мудрости природы. И глобальное открытие, думаю, у меня ещё впереди. Но я почти каждый день делаю маленькие открытия для себя и делюсь ими с окружающими. Ведь любая экспедиция, любое занятие со студентами – это всегда открытие чего-то нового. Несмотря на небольшую территорию, Кузбасс по-прежнему преподносит что-то новое: где-то в экспедиции мы нашли новое местообитание краснокнижного гриба, где-то проанализировали речные пробы и обнаружили новые виды водорослей… У биологов открытия происходят постоянно!

– Как удается увлечь научными занятиями студентов?

– Конечно, современные студенты – они уже другие по сравнению с теми, кто учился десять и более лет назад. Они много общаются в виртуальном мире. Поэтому и я тоже в своей работе использую эти технологии, чтобы быть со студентами «на одной волне», познаю новую информацию вместе с ними. Молодежь сейчас часто воспринимает научную информацию по-другому. Дать одну теорию им мало – чтобы заинтересовать студента, ему нужно предложить что-то «сделать руками». К примеру, самому приготовить пробы, рассмотреть их, проанализировать. Почти на каждом занятии мы проводим мини-исследования.

Информацию студенты ищут, как правило, в Интернете. Поэтому здесь важно научить их не только искать нужные сведения, но и уметь отсеивать лишнюю, бесполезную или недостоверную информацию. Особенно важны для будущих биологов лабораторные и практические занятия, не только в вузе, но и с выездом «в поля», где есть возможность вместе сделать общее дело – например, провести описание фитоценоза или собрать определённые виды растений, грибов, провести учёт животных. Научные исследования в природе – это достаточно трудоёмкий процесс. Поэтому работать лучше в команде. И студентам так интереснее. А еще я стараюсь приводить разные примеры из жизни – почему то или иное знание, действие может пригодиться в будущем.

Александр Пономарев, ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *