Сегодня у нас в гостях депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, член комитета по экологии и охране окружающей среды, автор многих законодательных инициатив в части охраны окружающей среды и природопользования Александр Иванович Фокин.
Александр Иванович является инициатором предложений о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части, касающейся полномочий субъектов Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в целях совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды и правового регулирования обращения с отходами I и II классов опасности), а также в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации.
– Уважаемый Александр Иванович, мы встречаемся на страницах нашего издания не в первый раз. Сегодняшняя встреча особая, она проходит в преддверии знакового для Кемеровской области – Кузбасса события – Дня шахтера – самого важного отраслевого праздника Кузнецкой земли.
– Уважаемые шахтеры Кузбасса, ветераны угольной отрасли, от всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! Выражаю вам свою бесконечную благодарность за ваш труд и несгибаемый характер. Вы выбрали чрезвычайно ответственную работу, требующую высокого мастерства и самоотверженности, а нередко – и настоящего трудового героизма. Из года в год представители шахтерской профессии обеспечивают энергетическую независимость России и ее экономическое благополучие. А добываемый вами уголь по-прежнему востребован как у российских, так и иностранных потребителей.
Особенные слова благодарности хочу сказать ветеранам горнодобывающего комплекса Кузбасса. Именно вы стояли у истоков развития угольной промышленности в Кемеровской области, вашими руками были заложены и будущие успехи отрасли. Ваши трудовые достижения – настоящий пример для новых поколений.
Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, успешных и практических свершений в делах!
– Спасибо, Александр Иванович. «Законом Фокина» уже окрестили вашу инициативу, которая направлена на изменение концепции расширенной ответственности производителя (РОП) и перенаправление полученных посредством РОП финансовых средств на внедрение раздельного сбора отходов. На это в своем Послании Федеральному собранию РФ даже обратил внимание глава государства В. В. Путин, призвавший к кардинальному снижению объема отходов, поступающих на полигоны. Как в настоящее время продвигается работа по внедрению механизмов РОП?
– Механизм РОП уже существует в России с 2015 года, однако за 5 лет положительных результатов система так и не показала. Причина в том, что под давлением отдельных ассоциаций производителей товаров, механизм внедрен в абсолютно неработающем виде: большинство производителей не выполняет свои обязательства, а те, кто выполняет, – отвечают лишь за небольшую долю товаров, поставляемых на рынок. Мой законопроект как раз направлен на исправление ключевых ошибок существующей системы, позволяя нам совершить качественный переход к экономике замкнутого цикла. Задачу по переходу к этой экономической модели поставил в своем послании Федеральному собранию РФ президент, да и трудно представить в ближайшем будущем конкурентоспособную экономику, не использующую данную экономическую модель. Пока сроки выполнения поручения президента по разработке и утверждению концепции совершенствования института расширенной ответственности производителя и внесения в законодательство изменений, направленных на ее реализацию, правительством сорваны, и утверждение отложено на осень. Основные изменения, которые необходимы отрасли, уже нашли отражение в моем законопроекте, который был внесен еще до выступления президента. Если мы, наконец, не примем столь важные как для экономики, так и для экологии решения и в этом году, можно быть уверенными, что и еще через 15 лет мы будем там же, где и сейчас в решении проблем обращения с отходами.
– В своем законопроекте вы предложили ввести для всех производителей экосбор. Как, по вашему мнению, производители будут компенсировать свои дополнительные расходы?
– С точностью до наоборот мой законопроект предполагает освобождение сотен тысяч производителей товаров в упаковке от излишней административной нагрузки – от небольших кондитерских до крупнейших холдингов. Вместо этого ответственность предполагается перенести на гораздо более меньшее число производителей упаковки, которые и запускают различные ее виды в хозяйственный оборот. Очевидно, платежи производителей будут влиять на стоимость упаковки, а в последующем и товаров, но не всегда в сторону увеличения, как можно было бы подумать. Возврат отходов упаковки в переработку приводит к снижению затрат на сырье, которого становится больше, и стоимость его снижается.
– Если перейти к цифрам, какой объем финансовых внебюджетных средств можно будет собрать через экосбор в дополнение к федеральному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)» нацпроекта «Экология»?
– Оценки по сбору средств экологического сбора изначально включались в расчеты поступления внебюджетных средств национального проекта «Экология», без этих средств его выполнение невозможно. Речь идет о 100 % чистых затрат на обращение с определенным потоком отходов, прежде всего упаковки, системе не нужно ни больше, ни меньше. Причем, как уже отмечалось, эти затраты уже оплачивает население: по расчетам, необходимая региональным операторам валовая выручка на 2020 год составляет 194 млрд рублей. При внедрении РОП речь идет, по сути, о более справедливом распределении этой финансовой нагрузки на граждан, с переносом платежа вверх по цепочке образования отходов непосредственно на того, кто выпускает упаковку на рынок. Таким образом, те, кто потребляет больше товаров в упаковке, будут нести большую нагрузку, чем те, чье потребление минимально. Финансовая нагрузка будет справедливо распределяться и среди производителей упаковки: те производители, чью упаковку дешевле вернуть в переработку, превратив в новую упаковку, должны нести меньшую финансовую нагрузку.
– Трудно ли продвигается законодательная инициатива, все ли поддерживают законопроект или у него есть оппоненты?
– Действие всегда встречает противодействие. Очевидно положительные изменения, которых удалось добиться благодаря, например, отмене НДФЛ на доходы от реализации макулатуры или переносе НДС с заготовителей макулатуры на ее переработчиков, встречали абсолютно необоснованную оппозицию. Положительные изменения от обсуждаемого сейчас нами законопроекта гораздо более значимы, речь о стратегическом решении, поддержанном Президентом Российской Федерации, по переходу к новой экономической модели в отношении упаковки, которая не только окажет поддержку экономике в столь трудное время, но и позволит совершить качественный скачок в решении экологических проблем. Президент высказался четко: с 2021 года загрязнитель должен платить, а не делать вид, как сейчас, оплачивая от силы 10-20 % необходимых средств. Очевидно, оппозиция со стороны несознательных производителей существует. Прежде всего, это те, кто не понимает, что выигрывают в итоге все, в том числе сами производители, благодаря удешевлению сырья. Да и покупатели их товаров будут платить меньше за вывоз отходов, а значит, смогут позволить себе тратить больше. Нужно смотреть на цифры, расчеты, а не поддаваться панике.
– Может ли ваш законопроект простимулировать конечных потребителей заниматься раздельным сбором отходов?
– Как только для населения вывоз раздельно собранных отходов, прежде всего упаковки, станет бесплатным, а именно так работает везде механизм расширенной ответственности производителя, мы получим эффективно работающую систему раздельного сбора. Вывоз половины отходов по объему будет оплачен за счет системы РОП, очевидно, что пропорциональное сокращение платежей за вывоз отходов не может не стимулировать конечных потребителей. В этом и состоит ключевой принцип механизма РОП – перенос финансовой ответственности за определенный поток отходов с уровня муниципальной власти на непосредственно производителей товаров и упаковки. Это позволяет справедливо распределить нагрузку на потребителей: те, кто потребляет больше, в том числе трудно перерабатываемой упаковки, заплатят больше, но уже в стоимости товаров, нет необходимости следить за каждым. Однако существующая система РОП показала полную неспособность обеспечить поступление средств от сотен тысяч производителей товаров для запуска системы раздельного сбора отходов. Мой законопроект является безусловным благом и для огромного количества предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, избавляя их от лишней административной нагрузки. Сейчас в отсутствие реальных стимулов для населения, при равной стоимости платы за вывоз отходов, к сожалению, невозможно ожидать от всех граждан в масштабах страны активного участия в системе раздельного сбора.
Беседовал Александр Пономарев, ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»