«Эковек», № 2 (151), февраль Нацпроекты

Доклад министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова о реализации Национального проекта «Экология» на 517-м заседании Совета Федерации

14.03.2022

Экологическая повестка для Совета Федерации всегда была и остаётся приоритетной. Спасибо большое за поддержку в урегулировании природосберегающих вопросов, за внимание к окружающей среде. Мы с вами в постоянном контакте, могу вспомнить и наш совместный Невский Экологический Конгресс, поэтому вы отлично знаете, что Национальный проект «Экология» – это лишь часть работы, которая хорошо видна в комплексе с другими решениями и государственными программами. Потому что экология – это всё, что нас окружает.

Начать свой доклад я бы хотел с самой актуальной темы, которая беспокоит всю планету. Это климат.

Готов ли мир перейти на низкоуглеродные рельсы и переставить на них экономику? Да, готов. Вопрос только в скорости.

Подчеркну, что говорим об антропогенном влиянии. Естественные потоки парниковых газов никто сокращать не собирается.

Цель нашей страны: стать углеродно-нейтральной до 2060 года.

Утверждена стратегия низкоуглеродного развития, по которой, в частности, предусмотрен рост поглощающей способности российских лесов в два раза. Отмечу, что наш лес – это 20 % всех мировых запасов. И сейчас его баланс оценивается в 614 миллионов тонн СО2 в год. А будет в два раза больше.

Увеличение поглощающей способности частично уже заложено в нашем национальном проекте.

Первое. Это стопроцентное восстановление леса. И уже в прошлом году, впервые за много лет, площадь лесовосстановления превысила площадь вырубленных и погибших деревьев. Новый лес высажен на территории более одного миллиона гектаров. Да, конечно, с учётом прошлых лет, в восстановлении нуждается гораздо больше площадей, и успех прошлого года – это та самая переломная точка, после которой мы пойдём на наращивание. Я бы хотел отметить, что мы хотим не просто посадить деревья, а вырастить, довести до возраста зрелого леса. Это, конечно, задача куда более сложная, чем просто высадить.

Второе. Борьба с лесными пожарами. Благодаря нацпроекту, регионы получили более 43 тысяч единиц техники и оборудования для тушения огня. Создан межрегиональный лесопожарный центр «Север». На баланс уже поступили 2 вертолёта, 4 появятся в этом году.

И, конечно, я не могу не сказать о значительном решении для нас. Оно было принято на совещании в Южно-Сахалинске, которое провёл Михаил Владимирович Мишустин, по поручению Президента. Увеличение федеральных средств на борьбу с лесными пожарами – с 6 до 14,2 миллиарда рублей ежегодно. Деньги уже доведены до регионов. Сейчас самое главное – укомплектоваться и подготовить технику.

Сенаторы всегда щепетильно относились к лесным вопросам. Задачи по декриминализации отрасли стоят на контроле Совета при Совете Федерации под председательством Юрия Леонидовича Воробьёва.

Развитие лесного федерального проекта мы видим в его пролонгации до 2030 года.

Строительство дамб не входит в Национальный проект, но я бы хотел сообщить, что нам выделено дополнительное финансирование по поручению Президента. Почти 12 миллиардов рублей будут направлены на строительство 21 объекта на Дальнем Востоке. Вы знаете, что там большая проблема с берегоукреплением.

Что касается водных проектов – их у нас в нацпроекте три, по некоторым блокам мы идём опережающими темпами. Восстановлены сотни километров мелиоративных каналов и каналов-рыбоходов, очищены тысячи гектаров водной глади, более двух миллионов волонтёров помогали убирать побережья от мусора. И, конечно, это снижение сбросов сточных вод. Ведь именно они в большей степени загрязняют наши водоёмы. Например, на Волге за три года построили 69 очистных сооружений, что уже в полтора раза снизило объёмы загрязнённых стоков.

В прошлом году мы отдельно разработали дорожную карту по оздоровлению реки Дон. Михаил Владимирович [Мишустин] подписал её в июне, и мы приступили к её исполнению. Но мы понимаем, что этого мало. Губернаторы всегда поднимают вопросы по своим водоёмам. Поэтому Минприроды России разрабатывает комплексный проект по экологическому оздоровлению водных объектов. По сути, это будет огромный проект, не уступающий в своём километраже российским дорогам. Мы видим, что он охватит 67 субъектов и 125 млн человек, которые живут вдоль этих рек. Мы готовим все обосновывающие приоритет этого проекта документы для доклада руководству страны.

Ведь рек и озёр у нас – миллионы!

Но прежде чем начать, мы, конечно, обязаны завершить действующие «водные» направления нацпроекта.

Также мы начали работы по поиску запасов подземных вод в вододефицитных регионах. К 2024 году впервые создадим Единый реестр источников питьевого водоснабжения.

Про Байкал скажу отдельно. Во-первых, в следующем году мы поставим точку в спорах по регулированию уровня режима озера. Будут завершены научные работы и получены выверенные рекомендации институтов Российской академии наук. Во-вторых, через 2 года вся байкальская природная территория будет накрыта государственным экологическим мониторингом. Геопортал сейчас дорабатывается. И, в-третьих, помимо оздоровления и снижения антропогенной нагрузки, на Байкале в рамках нацпроекта создаётся инфраструктура в национальных парках.

Условия для туристов появляются и на других заповедных территориях. Как и сами особо охраняемые природные территории. В прошлом году мы создали два заказника и увеличили размеры двух заповедников. Таким образом, сейчас 55 миллионов гектаров находятся под охраной. Сохранять природное достояние, но дать возможность любому человеку увидеть это богатство – наша задача. В Государственной думе в весеннюю сессию будет принят законопроект, который впервые введёт понятие «экологического туризма». То есть закон урегулирует, что можно делать, где и как размещать. Сейчас такого зонирования нет. Когда оно появится, то мы будем готовы разговаривать с бизнесом, привлекать его в систему для создания инфраструктуры экологического туризма.

Огромная работа идёт по охране биоразнообразия. Спустя 20 лет выпущено новое издание Красной книги, том «Животные». Разработаны стратегии сохранения зубров, сайгаков и дальневосточных аистов. Будет ещё 6 стратегий, в том числе и по амурскому тигру. Её утвердят осенью, после итогов сплошного учёта. Также в сентябре 13 стран-участниц Глобальной программы восстановления тигра подведут итоги многолетней работы и сформируют новую глобальную повестку на очередной период.

Уважаемые сенаторы, я бы просил вас тоже подключиться. Россия должна на всех международных площадках настаивать на синхронизации подходов в защите редких животных. То есть, если действует уголовная ответственность за продажу дериватов в Интернете, то она должна работать не только в России, но и в других странах. Особенно приграничных. Ведь для зверя нет границ.

Я специально начал доклад с нашего природного достояния. Мы обязаны его сохранить для людей будущего. Разумное потребление, уважение к окружающему миру, уборки за собой.

Бензапирен, оксиды серы и азота – это вещества, которые, попадая в атмосферу, угрожают здоровью людей и загрязняют окружающую среду. В прошлом году для 12 городов, где идёт эксперимент по снижению опасных выбросов, выданы квоты: сколько снижать по каждому веществу и по каждому объекту. Предприятия готовят свои планы, финальная дата для всех – 1 марта. План – это не красивая презентация, мы ждём конкретный перечень мероприятий. Закрытие устаревших производств и внедрение новых технологий, установка фильтров и, конечно, систем автоматического контроля выбросов. Это план, и его исполнение должно быть доступно для всех, каждый должен иметь возможность наблюдать его в динамике.

Кроме того, в городах началась модернизация городского транспорта: за счёт нацпроекта покупаем троллейбусы и автобусы на газе. Закрываем угольные котельные, переводим частные дома на газовое или электроотопление. Президент нас поддержал: с Газпрома – газовые сети, а с нас поддержка на внутридомовое оборудование тем, кто нуждается в этой поддержке.

По поручению президента в этом году федеральный проект распространится и на другие города с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. Определять будем по методике, основанной на данных Росгидромета и Роспотребнадзора. Зарегистрируем её в феврале этого года. Список новых городов утвердим в правительстве в июне.

Ещё одна болевая точка – наследие минувших лет. Это свалки в границах городов, заброшенные опасные объекты.

Сначала о свалках. К прошлому году по нацпроекту ликвидировано 39 объектов. В планах на этот год ликвидировать 18. Ещё на 30 объектах будут начаты работы.

Я подчеркну, что все эти несанкционированные свалки – не просто кучка мусора, это огромные массы отходов прошлых лет, который забродил, распускает свалочный газ и вредный фильтрат, который попадает в почву и водоёмы. Выделить какие-то полезные фракции отходов на таких свалках невозможно. Поэтому единственный выход – это строительство противофильтрационных завес, систем фильтрации и дегазации. Конечно, для этого уже используется ряд современных технологических систем. Также наша задача с Минпромторгом России разработать справочник наилучших доступных технологий по ликвидации накопленного вреда.

А что скрывается под этой формулировкой – объект накопленного вреда? Это бесхозные полигоны, куда сливались опасные отходы, брошенные хвостохранилища рудников и фабрик, нефтешламовые амбары. К концу прошлого года ликвидировано 66 подобных объектов. А в этом году мы ждём начала работ на таких сложных, как полигон «Красный Бор» в Ленинградской области, промплощадки «Усольехимпром» и «БЦБК» в Иркутской области.

И мы выходим на принципиально другой уровень. Генеральная уборка страны! Поднимем затонувшие корабли из прибрежных акваторий, ликвидируем опасные скважины и почти две тысячи объектов накопленного вреда. Но сделаем это не по принципу, как сейчас: «есть проектно-сметная документация – делаем», а по приоритетам. Росприроднадзор и Роспотребнадзор будут проводить обследования и оценивать влияние каждого объекта на здоровье людей и природу по специальным методикам, которых до настоящего времени не было. Например, в Хабаровском крае. Все хотят убрать борогипс в Комсомольске-на-Амуре, который выглядит некрасиво, а про бочки ртути, закопанные в городе Амурск, никто не думает: их же не видно. Но влияние паров ртути – это не гипс.

Ещё один шаг генеральной уборки – это регулирование обращения с отходами I-II классов опасности. С марта единым оператором по этому вопросу станет «Федеральный экологический оператор».

Во-первых, вводится система контроля и учёта. Во-вторых, переработка: строительство 7 заводов, которые полностью закроют вопрос по переработке опасных отходов в стране.

И, в-третьих, это наш, так называемый, «Усольский закон». С 1 сентября все собственники производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности обязаны восстанавливать окружающую среду и рекультивировать территорию после завершения хозяйственной деятельности.

Добавлю, что благодаря этому же закону теперь у нас в стране введено окрашивание экологических платежей. У нас появился свой «экологический фонд», как это есть в дорожной отрасли.

Все эти инструменты государственного регулирования позволят избавиться от наследия прошлого века и не накапливать экологические проблемы в будущем.

Начинает давать эффект и мусорная реформа. По данным Росстата, отрасль сбора, обработки и утилизации отходов в прошлом году стала самой быстрорастущей. Рост на 35 %. Она обогнала отрасли недропользования и фармакологию.

Ежегодно в стране образуется порядка 60 миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов. Наша задача, чтобы как можно меньше ТКО отправлялось в спячку на полигоны, а сортировалось и включалось в оборот.

В 2019 году из 61 миллиона тонн отходов – 58 отправлялось в землю, и лишь 2,7 миллиона шло на переработку. В прошлом году на захоронение отправилось уже 50,5 миллиона тонн ТКО. И почти 7 миллионов – на переработку.

Рост обусловлен введением за эти годы порядка 20 миллионов тонн мощностей по обработке и утилизации. Но, конечно, этого мало. По подсчётам, чтобы справиться со всей горой мусора и достигнуть Указа Президента – в стране должны непрерывно работать более 50 миллионов тонн мощностей по переработке. Это около одной тысячи объектов. Из них – на сегодняшний день построены 163. Это 121 объект по обработке в 50 регионах, и 42 комплекса по утилизации в 20 субъектах.

Почему такая разница? Потому что деньги на появление мощностей по обработке заложены в тарифе. А утилизационные мощности должны появляться за счёт товаропроизводителей и импортёров. В этой связи актуальность принятия расширенной ответственности производителей крайне насущна. Закон о совершенствовании института РОП внесён в Правительство. Планируем, что в этом году новая система, когда «загрязнитель платит», начнет работать лучше.

И второй закон, который нам нужен, чтобы как можно меньше мусора захоранивалось – это закон о вторичных ресурсах. Ключевое в нём, что отход – это ценный ресурс. Во всех отраслевых программах всех министерств будут утверждены показатели по его использованию.

Впервые в прошлом году мы поддержали инвесторов. Расширили источники для финансирования отрасли. Это облигационные займы, а также создание так называемого института «зелёных облигаций». Правительство предоставит субсидию на процентную ставку для строительства инфраструктуры. Эта мера позволит дать рынку беспрецедентно дешёвые ресурсы – около 4 % годовых до 12 лет. Общий объём этой поддержки – 100 миллиардов рублей.

Но мы понимаем, что не все возмездные меры могут быть востребованы субъектами, поэтому планируем ввести прямое субсидирование из федерального бюджета тех регионов, которые из-за дефицитов бюджетов самостоятельно не справятся, но пройдут весь путь, чтобы воспользоваться «зелёными облигациями».

В конце своего выступления я бы хотел сказать ещё пару слов о направлениях, которые не отражены в Национальном проекте, но имеют стратегическую важность для развития нашей страны.

Фундамент российской экономики – недропользование. Оно формирует почти 40 % доходной части федерального бюджета. Чтобы не потерять позиции и обеспечить долгосрочное развитие экономики, утверждён федеральный проект «Геология: возрождение легенды».

Будем разрабатывать перспективные площади полезных ископаемых, уже контрактуемся и готовы приступить к работе.

Создадим сеть дата-центров, которые позволят перейти к управлению на основе данных. У нас сейчас первичные документы все, что страна накопила за десятки лет, лежат в картонных коробках. Нам нужно сделать так, чтобы с этой информацией можно было работать.

Перевооружимся на отечественное оборудование в добыче и восстановим государственные компетенции в геологоразведке.

Мониторинг вечной мерзлоты. Законопроект о создании государственной системы будет принят в весеннюю сессию. На основе данных со 140 станций мы научимся прогнозировать последствия и предотвращать аварии. Как, например, в Норильске.

Для исследований Северного полюса, которые сейчас невозможны или чрезвычайно сложны, строится уникальная ледовая самодвижущаяся платформа на Адмиралтейских верфях. В этом году мы отправим её в первую экспедицию. Это позволит нашей стране выйти в лидеры мирового масштаба в области полярных исследований.

Ещё мы получили поддержку премьер-министра по строительству нового научно-экспедиционного судна для походов в Арктику и Антарктиду. Это будет 4 в 1: ледокол, сухогруз, танкер и пассажирский корабль.

Также оснастим Российскую антарктическую экспедицию двумя самолётами для грузо-пассажирских перевозок.

Исследования в Антарктиде, которые ведут наши полярники, имеют геополитическое значение. Например, сейчас строится новый зимовочный комплекс станции «Восток», где будут проводить климатические исследования мирового уровня.

Да, мы опять вернулись к климату.

Потому что наш дом – не квартира или коттедж. Наш дом – это планета Земля.

https://www.mnr.gov.ru/press/news/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *