1-2 ноября 2024 года в Томске состоялась Всероссийская конференция по экологическому образованию. Она проводилась в рамках реализации национальных проектов «Экология», «Образование» и в соответствии с распоряжением губернатора Томской области в целях совершенствования системы непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры населения.
Основная задача конференции – создать пространство для общения и обсуждения широкого спектра вопросов, касающихся совершенствования системы непрерывного экологического образования, формирования экологической культуры населения и развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.
На конференцию зарегистрировались около 800 человек из 63 регионов России, Узбекистана и Белоруссии.
На пленарной сессии участников конференции приветствовали представители от администрации Томской области, Законодательной думы Томской области и Неправительственного экологического фонда имени В. И. Вернадского. На заседании состоялось награждение лучших томских работников учреждений и организаций в области экологического образования и просвещения.
Деловая программа двухдневной конференции включила экспертные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, экопрактикумы.
Формирование экологического мировоззрения – один из ключевых трендов нового десятилетия. Участниками конференции стали представители федеральных и региональных органов власти, педагоги и специалисты организаций системы образования, представители отраслевой академической науки, экспертного сообщества, сотрудники учреждений культуры, специалисты природоохранных организаций, производственных предприятий, представители общественных экологических организаций.
Участники обсудили виды экологических мероприятий, экологическое воспитание в детсадах, школах и техникумах, способы мотивации эковолонтёров и взаимодействие с органами власти, влияние производственных процессов на климат и другие вопросы.
В своих выступлениях участники отмечали, что необходимым условием развития системы непрерывного экологического образования и формирования высокого уровня экологической культуры населения является наполнение информационного пространства экологической информацией. Важное значение приобретает полнота и достоверность, доступность экологической информации, использование информационно-компьютерных технологий и выход в медиапространство в самых разных формах.
В конференции приняли участие педагоги учреждений высшего, среднего профессионального и дополнительного образования из Кузбасса.
Людмила Гридаева, методист кафедры экономики и менеджмента Кузбасского регионального института развития профессионального образования имени А. Тулеева, выступила на секции «Экологические мероприятия как форма экологического воспитания детей и молодёжи» с докладом о кадровом потенциале экологического образования и просвещения, Она акцентировала внимание на обновлении образовательной системы с введением современных приёмов, методов и технологий экологического образования и просвещения, как одного из ключевых механизмов для подготовки будущих кадров для отраслей, ориентированных на экологию. Также Людмила Владимировна стала куратором площадки «Экопросвещение в семье. Традиции и новые форматы».
Опытом работы с тропическими насекомыми – тараканами, палочниками, а также рептилиями – на экологической площадке «Экзотариум» на городских мероприятиях и акциях поделилась Любовь Горшкова, педагог дополнительного образования МБОУДО «ЦДОД им. В. Волошиной» из Кемерова. Она отметила, что здесь есть свои нюансы – нужно, к примеру, учесть, как лучше представить животных, какие виды их подойдут для выставки, как организовать их сопровождение.
Также в кемеровском ЦДОД имени Веры Волошиной взяли на вооружение идею включения игры в процесс обучения.
– В процессе игры развиваются способности ребенка, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Именно для расширения и обобщения знаний в области биологии и экологии, развития интереса к естественным наукам, формирования и активизации экологического мышления у подростков на базе центра был создан городской интеллектуальный экологический клуб «Звёзды естественных наук». Программа клуба разработана как дополнительный курс к урокам биологии в образовательной школе, ориентирована на обучающихся 6-8-х классов. Отличительной особенностью программы является то, что курс обучения состоит из двух блоков, теоретического и практического (игрового), разработанных с учетом современных биологических и экологических знаний, – рассказала Валерия Шведова, педагог дополнительного образования центра.
Опытом организации экологических и биологических исследований в детских экспедициях на особо охраняемых природных территориях поделилась Екатерина Аверина, а о работе по организации экологического образования в рамках творческого объединения «ГеоHouse», специализирующегося на изучении географии и геологии, рассказала Марина Четочникова – они обе также работают педагогами дополнительного образования в кемеровском ЦДОД имени Веры Волошиной.
О формировании экологической культуры студентов через науку рассказала Светлана Витязь, доцент Кузбасского государственного аграрного университета имени В. Полецкого.
Работе по формированию экологической культуры у дошколят на примере природоохранного проекта «Детский сад Ёлочки и её друзей» был посвящен доклад сотрудниц детского сада № 205 ОАО «РЖД» из Мариинска Маргариты Долговой, Юлии Куц и Натальи Орешкиной.
Впервые в рамках конференции томское отделение движения «Экосистема» организовало для школьников ЭкоГТО – квест с тематическими станциями, где каждый мог показать свои знания об экологии и узнать новые факты. Ребята совершали экологичные покупки, сортировали отходы, спасали кедровку, варили зелье, вспоминали, сколько лет может разлагаться тот или иной предмет и многое другое. Победителем стала команда Томского физико-технического лицея.
Пресс-служба ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»