Занятия проводят четыре педагога, и у школьников есть возможность выбрать тему из нескольких предложенных направлений.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач развития современного общества. Это трудная, но интересная работа, необходимая для гармоничного развития школьников.
От фрагментарного – к целому
Сейчас в обычных российских школах нет системной практики экологического образования, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть не обязательный, а дополнительный. Поэтому основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии или географии. Экологическим вопросам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учителя отводят на эту тему, как правило, один-два урока. Особого следа в головах большинства обучающихся, следует признать, они просто не успевают оставить.
И здесь на помощь приходит система дополнительного образования, где есть экологические объединения или кружки юных натуралистов: там знаний в данном направлении можно получить больше. И не только теории.
– Экология не тот предмет, который нужно преподавать, сидя за партой в душном кабинете и заставляя обучающихся зубрить термины и кто там что открыл. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию), как правильно обращаться с отходами и многое другое, – отмечает заведующая эколого-биологическим отделом кемеровского Центра дополнительного образования детей имени Веры Волошиной Александра Радостева.
Центр уже более двадцати лет организует в летние каникулы городскую экологическую школу. Ее цели не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осознанию учащимися значимости своей практической помощи окружающей среде.
На занятия приглашают не только воспитанников экообъединений ЦДОД, но и учащихся обычных общеобразовательных школ Кемерова, в том числе и тех, кто раньше в подобных объединениях и кружках юннатов не состоял, и знакомство с данной сферой начинает практически с нуля. Главное – чтобы у них был интерес к научным исследованиям. Основной костяк составляют школьники седьмых-восьмых классов, но принимают и учащихся других возрастов – например, для желающих девятиклассников и одиннадцатиклассников, занятых подготовкой к экзаменам, в этом случае стараются сделать индивидуальные занятия. Но для всех без исключения обучающихся в экошколе подход один – с упором на практику, получение навыков работы с оборудованием в природной среде.
Занятия проводят четыре педагога, и у школьников есть возможность выбрать тему из нескольких предложенных направлений.
– Основные цели школы – это, прежде всего, знакомство с экологией городской среды и освоение исследовательских методик работы. Мы понимаем, что очень важно наполнить все мероприятия местным материалом. Это особенно эффективно происходит у обучающихся в процессе самостоятельного сбора исследовательского материала для будущей научной работы. Обычно это увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края, – рассказывает одна из преподавательниц школы, заведующая сектором исследовательской деятельности ЦДОД Екатерина Аверина.
Еще один традиционный блок в работе школы – экскурсионный. В ходе его обучающиеся бывают в кемеровских вузах, научно-исследовательских институтах, организациях и предприятиях. Так, в нынешнем году они посетили лабораторию рекультивации и биомониторинга Института экологии человека ФИЦ УУХ СО РАН, где познакомились с работой современного оборудования для проведения экологического мониторинга и с методиками экологических и биологических исследований.
– На таких экскурсиях ребята не только слушают и смотрят, но и имеют возможность сами провести какие-то эксперименты. Например, при посещении ИЭЧ они приняли участие в изучении концентрации дубильных веществ в опаде сосны, освоив метод титрования, – отметила Екатерина Аверина.
Педагоги отмечают и важность посещений промышленных предприятий региона. Ранее такая практика была – учащихся возили на экскурсии на угольные разрезы. Но в последние годы их не стало: здесь повлияли и финансовые причины, и новые правила перевозки детей, которых теперь не посадишь в несертифицированный автобус…
Капелька море бережет
Исследовательские работы в экошколе имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую. К примеру, учащимся дают возможность освоить современные технологии по оценке воды, воздуха, почвы и продуктов питания.
Так, в один из дней этого года был организован выездной практикум на озеро Красное. Здесь школьников познакомили с особенностями экологического состояния городских водных объектов, а сами они замерили разные параметры с помощью мультитестеров и взяли пробы воды для дальнейшего исследования. В частности, их тщательно изучили на содержание различных веществ – нитратов, хроматов, сульфидов, железа, никеля и других – с помощью химических экспресс-анализов.
Также с помощью мультитестеров в пробах воды, взятых в нескольких точках прибрежной зоны озера Красного, были определены электропроводность, общая минерализация, соленость, плотность и окислительно-восстановительный потенциал воды.
Отметим, впрочем, что анализы воды в экошколе стали уже традиционными. А вот новинка 2023 года – освоение экспресс-методики по оценке количества нитратов в арбузах. Такая возможность появилась благодаря новому современному оборудованию для занятий. Правда, как уточнила Екатерина Аверина, результаты школьников несколько расстроили… Но зато они усвоили, что с ранними арбузами нужно быть осторожней.
По итогам обучения в экошколе проводится мини-конференция, на которой с докладами о своих проектах выступают все участники, также им вручаются сертификаты о прохождении обучения. Отметим, что многие обучаюшиеся работу над своими темами после этого продолжают и в осенне-зимний период в экологических объединениях. Таким образом, занятия в экошколе способствуют созданию условий для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед окружающей природной средой и ответственностью за ее состояние.
Навыки будущего
Экошкола и сама не останавливается в развитии. Несколько лет назад в дополнение к летней появилась зимняя экошкола.
– Это – дочерний проект, можно сказать. Она существует в качестве видеошколы, ее цель – помочь с правильным оформлением и презетацией проектов и научно-исследовательских работ, – уточнила Екатерина Аверина.
В прошлом году центр имени Веры Волошиной стал участником регионального проекта «Создание новых мест для региональных систем дополнительного образования детей по естественнонаучной направленности» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Проект направлен на повышение качества образовательных программ, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными потребностями. Благодаря участию в нем и стало возможным получение нового оборудования по экологическому мониторингу. Это, отмечают педагоги, дало возможность сделать исследования более интересными и качественными.
В рамках федерального проекта центр открыл новые образовательные места для 90 учащихся по естественнонаучной направленности «Диалог наук».
Так, в рамках проекта учащихся кемеровской школы № 5 по программе «ЭкоГрад» познакомили непосредственно на базе новой открытой эколаборатории с такими темами, как экологическое проектирование, гидрологический цикл и условия современной Земли, геоинформационные технологии, мониторинг состояния атмосферы, исследования атмосферных осадков, мероприятия по охране почв, экосистем города и здоровья населения.
– Мы готовы поделиться новинками образования, при этом объем информации для учащихся будет куда больше, чем они могли бы получить на стандартных уроках. Также дети на практических занятиях смогут экспериментировать, изучать и развиваться, – рассказала Александра Радостева.
Пресс-служба ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса