«Служба погодоведения» появилась еще во времена язычества на Руси и отражала результаты многовековых наблюдений русского крестьянина за природой, содержала первые попытки предвидения погоды.
Систематическая регистрация необычайных метеорологических явлений началась на Руси в последней четверти X века. В 37 томах полного собрания русских летописей содержится более тысячи записей, характеризующих экстремальные метеорологические явления в X-XVII столетиях.
В апреле 1722 года по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Первое время записи были довольно скупы на интересную информацию и выглядели примерно так: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера».
Позднее наблюдения приняли научный характер. В 1724 году была образована первая в России метеорологическая станция, а с 1 декабря 1725 года академиком Ф. X. Майером при Академии наук стали проводиться наблюдения при помощи барометра и термометра. Началось создание метеорологических наблюдательных сетей России, в том числе и в Сибири. В это же время М. В. Ломоносов указал на необходимость организации сети станций метеорологических наблюдений с единой методикой. Но идеи Ломоносова были реализованы лишь век спустя.
В начале XIX века появилось множество предложений по созданию службы регулярных гидрометеорологических наблюдений. Все эти наработки и явились основой проекта организации службы, за осуществление которого взялся талантливый ученый и организатор, академик Адольф Яковлевич Купфер. Постепенно стали образовываться постоянные метеорологические станции. Так в 1734 году появилась станция в Казани, затем в Екатеринбурге. Далее была создана целая сеть станций: Тобольск, Ямышево, Енисейск, Томск, Туруханск, Иркутск, Селенгинск, Нерчинск, Аргунские серебряные копи. Всего было создано 20 станций.
В апреле 1834 года была учреждена Нормальная обсерватория в Петербурге (заведующим был назначен академик Адольф Яковлевич Купфер), а также местные обсерватории трех разрядов.
Все магнитные и метеорологические приборы производились по заказу А. Я. Купфера и под его личным руководством. Деятельность Нормальной обсерватории во главе с А. Я. Купфером привела к созданию на ее базе в 1849 году Главной физической обсерватории.
В 1850 году в Эдинбурге А. Я. Купфер выступил с призывом к западным странам последовать примеру России. Он писал: «Если б эту систему приняли все государства образованного света, то от времени до времени могли бы собираться директора этих заведений всех стран для рассуждения о ходе наблюдений и об усовершенствованиях, которые могут быть выведены из их совокупных трудов».
Предложения России об основах международного метеорологического сотрудничества были реализованы на Венском метеорологическом конгрессе в 1873 году созданием Международного метеорологического комитета при активном участии достойного преемника Купфера академика Генриха Ивановича Вильда. Академик Г. И. Вильд, возглавивший обсерваторию в 1865 году, оставил яркий след в истории отечественной и мировой метеорологии.
На Венском конгрессе в 1873 году он был избран членом Международного метеорологического комитета, а в 1879 году на первом международном конгрессе в Риге был избран президентом Международного метеорологического комитета и возглавлял его в течение 17 лет.
В 1884 году академик М. А. Рыкачев подготовил проект «Программа по организации метеорологических наблюдений», предусматривающая создание единой инструкции для всех станций любого подчинения, которые должны были производить наблюдения приборами, прошедшими поверку и сравнение с нормальными приборами Главной физической обсерватории (ГФО).
С именем М. А. Рыкачева связаны унификация метеорологических сетей и дальнейшее развитие службы метеорологических наблюдений, службы прогнозов погоды, развитие климатических исследований. Именно им были заложены основы аэрологической службы, получившей развитие почти сорок лет спустя.
Начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война и интервенция принесли огромный ущерб наблюдательной сети. Прекратили работу 1072 станции в европейской части России и 461 станция – в Сибири. В 1918 году ГФО получала сводки лишь от 17 станций страны и ни одной сводки из-за границы.
21 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», подписанный В. И. Лениным. Этот декрет не только узаконил деятельность ГФО как метеорологического центра России, но и предоставил широкие возможности для дальнейшего развития метеорологических исследований.
В 1921–1929-м годах шел процесс создания метеорологических бюро в союзных республиках, краях, областях.
В Кемеровской области первые метеорологические наблюдения начались в конце XIX века в связи со строительством Транссибирской железной магистрали и началом освоения Кузбасса.
1 мая 1933 года в г. Кемерово была организована метеорологическая станция при товарной конторе железнодорожного вокзала. 3 июля 1934-го станция была перенесена на юг г. Кемерово, а в 1940 году переименована в АМСГ 3-го разряда. Здесь вели наблюдения 4 техника. Первую авиалинию Новосибирск – Щегловск обслуживала синоптическая группа из г. Новосибирска.
По мере того как расширяли аэропорт, возникла необходимость в расширении штата метеостанций. Поэтому в 1947 году в штате появилась синоптическая группа, которая составляла прогнозы для авиалиний и обслуживала прогнозами погоды сельское хозяйство области. Было выделено отдельное помещение, расширили штат и образовали гидрометбюро.
Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»