Экопросвещение

Обзор изменений федерального законодательства об охране окружающей среды

10.11.2020

В июле – сентябре 2020 года произошли многочисленные изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В настоящем обзоре изложены некоторые из них, затронувшие ключевые вопросы охраны окружающей среды.

1) Федеральный закон «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2020 № 207-ФЗ. Указанный федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года. В то же время предусмотрены переходные положения настоящего Федерального закона.

Изменения коснулись экологических требований при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов. Эксплуатирующая организация обязана выполнять план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов. Законом предусмотрены требования к плану и правовые условия его утверждения.

2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2020 № 1039 утверждены «Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы».

Ими определено, что размер платы устанавливается бюджетными учреждениями (организациями) по согласованию с уполномоченными органами, в ведении которых они находятся, для каждой особо охраняемой природной территории (ООПТ), в процентах от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение. При этом размер платы зависит от значения ООПТ. Так, для ООПТ федерального значения размер платы составляет не менее 1 процента от величины прожиточного минимума; для ООПТ регионального значения – не менее 0,5 процента; для ООПТ муниципального значения – не менее 0,25 процента.

Правительством РФ определены категории граждан, которые освобождены от взимания платы за посещение ООПТ (к ним отнесены инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие).

3) Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 16 и 48 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20.07.2020 № 230-ФЗ расширен круг лиц, которые имеют право регулировать численность охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях. В частности, к ним закон отнес лиц, признаваемых охотниками (т. е. физических лиц, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и заключивших договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).

Указанным федеральным законом установлено, что органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.09.2009 № 209-ФЗ, обеспечивают проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных угодьях.

4) С принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 31.07.2020 № 298-ФЗ уточнен порядок осуществления государственного экологического надзора. Установлено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, когда хотя бы один из них подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и такого юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.

5) Федеральным законом «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 31.07.2020 № 308-ФЗ уточнены порядок проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и порядок применения пестицидов и агрохимикатов.

Согласно указанному федеральному закону почвенные, геоботанические и другие обследования земель сельскохозяйственного назначения проводятся федеральными государственными бюджетными учреждениями Минсельхоза России в соответствии с планами, которые утверждаются этим федеральным органом исполнительной власти на основании государственного задания. Правительством Российской Федерации устанавливается порядок формирования планов проведения указанными учреждениями почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, их периодичность, а также порядок и объем проведения таких обследований.

План проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения составляется вышеуказанными учреждениями по результатам проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения. Составление такого плана и его предоставление правообладателю земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляются без взимания платы.

Также анализируемым федеральным законом уточняется, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, результатов оценки качества земель, состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определенного на основании проведенных почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также с учетом рационов животных.

6) Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 263-ФЗ уточнен порядок зачисления в бюджеты платежей за причинение вреда водным объектам.

Так, ст. 46 Бюджетного кодекса РФ дополнена положениями, в соответствии с которыми платежи по искам о возмещении вреда, а также при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (если не установлено иное), находящимся в собственности субъекта РФ или муниципального образования, подлежат зачислению в соответствующий бюджет субъекта РФ или муниципального образования по нормативу 100 процентов.

7) Постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 утверждены «Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам». Предусмотрено шесть категорий опасности потенциально опасных объектов. На основании критериев (конкретных количественных и качественных показателей и соответствующих им значений) объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в определенную категорию опасности потенциально опасных объектов.

8) Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1250 «О внесении изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» явилось следствием принятия Федерального закона от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусмотрел возможность выбора плательщиком способа расчета авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду.

Указанное постановление Правительства РФ уточнило порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду и формулы для их исчисления. Оно применяется к правоотношениям, которые возникли с 1 января 2020 г.

9) По постановлению Правительства РФ от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» в 2021 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08; ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.

10) Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2020 № 2134-р утвержден Перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкция которых в соответствии с подпунктом 7.8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы.

В числе таких объектов проектная документация на объекты капитального строительства, предназначенные для размещения образовательных организаций; объекты, предназначенные для размещения больниц; объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов санитарной авиации (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной менее 2100 метров); объекты специализированного жилищного фонда; площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом; многоквартирные дома жилого назначения, жилые дома блокированной застройки, подключенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

11) В Минюсте России 21.07.2020 № 59036 зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 13.01.2020 № 6 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды». Таким образом, детально регламентирован порядок выдачи Росприроднадзором удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды.

Административным регламентом приведен перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов, определены состав, сроки и последовательность выполнения административных процедур, а также требования к порядку их выполнения. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим. Допускается оказание государственной услуги в электронном виде.
Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги не предусмотрено.

12) Приказом Росстата от 21.07.2020 № 399 «Об утверждении форм статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» утверждены формы ФСН (№ 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды»; № 1-ООПТ «Сведения об особо охраняемых природных территориях»; № 2-ТП (охота) «Сведения об охоте и охотничьем хозяйстве»; № 1-ЛХ «Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении») с указаниями по их заполнению. Формы вводятся в действие с отчета за 2020 год.

13) Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857 «О внесении изменений в Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334» (зарег. в Минюсте России 10.09.2020 № 59737) привел в соответствие с п. 2 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду. Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату или зачету в счет будущих отчетных периодов.

В следующем выпуске газеты мы расскажем о важных изменениях в законодательстве об использовании и охране природных ресурсов.

Наталья Лисина, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *