Экопросвещение

О принципе расширенной ответственности производителя товаров: комментарий законодательства

03.07.2020

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» были введены статьи 24.2 — 24.5. Ими регулируются отношения по исполнению производителями и импортерами обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Как следует из содержания указанного закона, выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров самостоятельно обеспечивается посредством:

  • организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров;
  • заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), региональным оператором по обращению с ТКО, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (исключая ТКО);
  • создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.

При этом в контексте Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под нормативом утилизации отходов понимается установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

В случае если производители, импортеры товаров не обеспечивают утилизацию отходов самостоятельно, законодательство предусматривает взимание экологического сбора. Правила взимания экологического сбора установлены не только Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», но и рядом подзаконных актов, в частности постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора», постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016 № 43974) и др.

Порядок взимания экологического сбора зависит от того, достигаются ли нормативы утилизации отходов или нет, а также от вида отхода (товар (упаковка), входящий в установленный перечень; товар, который вывозится из Российской Федерации; товар в упаковке, не являющийся готовым к употреблению).

Так, согласно пунктам 7, 10, 12 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность уплаты экологического сбора возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. А в соответствии с п. 3 ст. 24.5 вышеуказанного закона экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р. Он периодически корректируется.

Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, исходя из утвержденных ставок экологического сбора, по определенным формулам и форме.

Формул расчета экологического сбора две. Первая применяется в случае, когда производитель, импортер товаров достигает нормативов утилизации отходов. При этом расчет экологического сбора производится по следующей формуле: ЭС = С x М x Н / 1000, где С — ставка экологического сбора, руб./т; М — масса готового товара либо масса упаковки, использованной для производства такого товара, кг (с точностью до килограмма); Н — норматив утилизации, выраженный в относительных единицах. Нормативы утилизации регулярно утверждаются Правительством РФ (в настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018 – 2020 годы»).

Вторая применяется в случае если производитель, импортер товаров не достигает нормативов утилизации отходов. В этом случае расчет экологического сбора производится по формуле: ЭС = С x (Ку — Кд) / 1000, где С — ставка экологического сбора, руб./т; Ку — установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров (упаковки), кг (с точностью до килограмма); Кд — фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров (упаковки), кг (с точностью до килограмма).
Экологический сбор уплачивается ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Порядок уплаты экологического сбора допускает уплату такого сбора с зачетом суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора возложен на Росприроднадзор и его территориальные органы.

О выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров производителями, импортерами товаров ежегодно предоставляется отчетность в Росприроднадзор. Также предоставляется декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Законодательством распределено бремя ответственности в рассматриваемой сфере. Так, ответственность за выполнение нормативов утилизации лежит на производителях и импортерах готовых товаров, включая упаковку (в т. ч. производителях и импортерах медицинской техники и изделий), в отношении товаров и упаковки, включенных в перечень.

Если речь идет об упаковке, являющейся товаром (к примеру, стеклянные банки, коробки из картона), реализуемой производителями, импортерами потребителю этих товаров (например, населению или хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги с использованием упаковки в качестве товара), а не производителям товаров в этой упаковке, то ответственность несут производители, импортеры такой упаковки как товара.

При производстве товара под заказ для других торговых марок ответственность по обеспечению утилизации таких товаров может лежать как на фактическом производителе таких товаров, так и на заказчике. В случае, если производство осуществляется по схеме толлинга (производство товара под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведенную продукцию принадлежит третьему лицу — заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию), то обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. Если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.

Исполнение обязанности производителя, импортера товаров по их утилизации связано с днем предоставления отчетности, которая подтверждает выполнение нормативов утилизации или с днем уплаты экологического сбора.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает особенности режима расширенной ответственности в отношении упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств.

Как уже отмечалось, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в упаковке. При этом за упаковку товаров производители, импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от того, входит ли упаковываемый в упаковку товар в утвержденный Перечень или нет. Производители всех товаров в упаковке, включенной в утвержденный Перечень, несут ответственность по выполнению норматива утилизации в отношении упаковки произведенных товаров.

Следует заметить, что согласно действующему в Российской Федерации законодательству на организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в утвержденный Перечень, и не являющиеся производителями товаров (к примеру, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и т. п.), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Расширенная ответственность в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, распространяется на производителей, импортеров упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

В отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено экономическое поощрение – льготы (понижающие коэффициенты) при использовании вторичного сырья (т.е. если упаковка произведена из вторичного сырья), а также при самостоятельной утилизации отходов от использования товаров.
Обобщая вышесказанное, заметим, что введенный в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в России принцип расширенной ответственности производителей, импортеров отходов не является отечественным изобретением. Однако он отличается от принципа расширенной ответственности, введенного в зарубежных странах.

После Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972 г.), приняв на себя международные обязательства по охране окружающей среды, на политику расширенной ответственности производителя (EPR) стали переходить, как правило, европейские страны для совершенствования системы управления отходами. Указанная политика характеризуется тем, что ответственность за воздействие продукта на окружающую среду в конце срока его службы возлагается на первоначального производителя/продавца. EPR является продолжением принципа «платит загрязнитель» и направлен на то, чтобы производитель взял на себя ответственность за те продукты, срок годности (использования) которых истек. Таким образом, производитель вынужден принимать меры по сокращению отходов путем совершенствования возможности повторного использования продукта.

Впервые этот принцип был введен в 1994 г. в Швеции, законодательство об ответственности производителя которой содержит правовые требования об ответственности в отношении различных товаров, продуктов. Так, оно включает правовые акты общего характера — об ответственности производителя, и специального характера: об ответственности за печатные издания, об ответственности производителя за упаковку, об ответственности производителя за транспортные средства, об ответственности производителя за электрическую и электронную продукцию.

В Великобритании также действует законодательство об ответственности производителя за упаковку (и его переработку). Примечателен в этом отношении Закон Германии о «возврате» упаковки, он как раз основан на принципе EPR.

Законодательством этих стран предусмотрен целый комплекс мер по реализации принципа EPR, направленных на улучшение возможности повторного использования продукта и (или) упаковки, сокращение количества (объемов) продуктов, сокращение объемов использования материалов, привлечение к деятельности в сфере «дизайн для окружающей среды», заключающиеся в субсидиях на переработку, запретах на захоронение отходов, целевых показателях рециркуляции, ценообразовании сбора и (или) утилизации отходов, поощрении повторного использования продукции, упаковки и другие меры.

В иных зарубежных странах самостоятельное правовое регулирование в отдельных законах получили такие вопросы, как утилизация бытовых приборов (к примеру, Япония); обращение с опасными отходами (Австралия, Индия), предупреждение («избежание») отходов и восстановление природных ресурсов (например, Австралия); управление отходами (Австрия), управление твердыми отходами (Камбоджа); обращения с биомедицинскими отходами и твердыми бытовыми отходами (например, Индия).

Поэтому совершенствование инструмента расширенной ответственности в нашей стране вполне возможно с учетом анализа давней практики зарубежных стран по его реализации.

Наталья Лисина, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института КемГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *