В настоящее время экологическое образование и воспитание продиктовано реалиями времени и набирает популярность. Чтобы обеспечить экологически благоприятное будущее, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и научиться строить взаимоотношения с окружающим миром.
С детства нас учат жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Поэтому задача любой школы, и МБОУ «Лицей № 89» г. Кемерово в том числе, состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия человека и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Особенности школьной программы
В комплекте учебных предметов начиная с начальной школы нет отдельного предмета «Экология». Поэтому вопросы экологии рассматриваются предметами «Окружающий мир», основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и на уроках биологии. Педагоги исходят из того набора возможностей, который имеется у преподавателей лицея.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе знакомит учеников с природными явлениями, их последствиями, условиями обитания живых организмов в природе. Учитывая небогатый жизненный опыт младших школьников, учитель старается пополнить багаж экологических знаний через беседы, анализ событий, творческую деятельность.
Знакомство с экологической составляющей продолжается в основной школе. Учителя биологии стараются максимально раскрыть имеющиеся знания и умения детей, дополнить их новой информацией, используя интерактивные возможности.
Внеурочная экология
Любой урок ограничен во времени, поэтому на помощь учителю приходит внеурочная деятельность. Учителем биологии Ольгой Валентиновной Давыдовой разработаны и реализуются авторские программы биологического содержания, направленные на формирование экологической грамотности обучающихся: «Экология для любознательных» в 5-х классах, «Путешествие в мир растений» в 6-х классах, «Фауна планеты Земля» в 7-х классах.
Программа «Экология для любознательных» в 5-х классах раскрывает вопросы экологии растений и животных, показывает взаимосвязь человека с окружающей средой. Важное место в этой программе отводится знакомству с экологией Кузбасса, правилами поведения человека в природе, экологическими традициями и культурой народов, населяющих наш край.
В 6-м классе, когда ученики на уроках биологии знакомятся с царством растений, целесообразной стала программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир растений». Ребята узнают о видовом разнообразии флоры не только разных уголков Земли, но и родного края, в том числе охраняемых растений, учатся выявлять взаимосвязи растений с окружающей средой, видеть красоту природы.
У школьников продолжают формироваться осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе, заложенных в программе 5-го класса.
На уроках биологии в 7-м классе ученики начинают познавать животный мир. Удивительное, огромное царство знакомых и незнакомых живых существ раскрывает перед детьми свои секреты. Но учебник больше нацелен на то, чтобы познакомить школьников с морфологическими, анатомическими особенностями животных, их взаимосвязями друг с другом и окружающей средой. В рамках урочной деятельности не всегда бывает возможность до конца показать красоту фауны нашей планеты, все стороны жизни животных, их повадки и поведение. Восполнить данный пробел помогает программа «Фауна планеты Земля». Ребята погружаются в микромир, знакомятся с необычными животными нашей планеты, с подводным миром и насекомыми, узнают о рекордах животных.
Важно отметить, что все программы внеурочной деятельности, представленные выше, максимально раскрывают и нашу кузбасскую флору и фауну. Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу региона, лекарственными растениями позволяет иначе взглянуть на богатство нашего края.
Экологические сборники для детей и подростков
Совместные занятия учителя и учеников в рамках внеурочной деятельности натолкнули на мысль о сборе интересных фактов, творческих работ и создании единой экологической копилки. Так возникла идея экологических сборников для детей и подростков «Добро пожаловать в мир природы». На сегодняшний день уже изданы два сборника. На подходе третий сборник, который будет посвящен особо охраняемым природным территориям Кемеровской области (ООПТ).
Для старшеклассников
В старших классах вводятся уроки экологии. Целью таких уроков является развитие у старшеклас-сников экологического сознания и мышления, способных трансформироваться в экологическую культуру и направленных на приобретение социально ориентированных компетентностей, овладение умениями применять экологические знания в жизни.
В настоящее время все большую популярность приобретает проектная деятельность. Она позволяет максимально раскрыть умственный и творческий потенциал школьников. Так, например, под руководством учителя биологии Евгении Сергеевны Литвиновой ученики старшей школы выполняют экологические проекты в виде квест-игры «Робинзоны в Кузбассе» по заповедным местам нашего края, «Путешествие по Кузбассу» (краеведческая викторина).
Под руководством учителя биологии Ольги Валентиновны Давыдовой разработаны проекты «Аптека под ногами» (о лекарственных растениях нашего края), «Животный мир Кузбасса» и другие.
Воспитание экологической культуры
Внеурочная и внеклассная воспитательная деятельность – еще одна сторона жизни лицея. В арсенале педагогов разные формы работы по воспитанию экологической культуры учащихся, формированию их бережного и рационального отношения к природе – это классные часы, викторины, экскурсии, конкурсы, выставки, игровые программы, квесты, ток-шоу, экологические тропы, акции и десанты.
На классных часах «Природа не прощает ошибок», «Экология начинается с нас?!», «Экологическая опасность», «Планета заболела» педагог акцентирует внимание учащихся на существующих экологических проблемах мира на примере Кемеровской области, формирует отрицательную оценку к действиям, разрушающим природу.
Викторины на темы экологии педагоги используют в качестве дополнительного и развлекательного материала. Цель викторин: развитие познавательного интереса к природе, формирование эрудиции у детей и подростков. Экологическое образование и воспитание немыслимы без проведения экскурсий в мир природы. В течение года учащиеся лицея посещают краеведческий музей, музей-заповедник «Красная горка», музей-заповедник «Томская писаница», областную эколого-биологическую станцию, ботанический сад и сосновый бор.
В лицее проводятся конкурсы, познавательно-игровые программы, квесты, ток-шоу для привлечения внимания учащихся к экологическим вопросам современности и возможности их решения. Участие в конкурсах рисунков «Сказочный мир на подоконнике», презентаций «Бережем планету вместе», рассказов и стихотворений, игровых конкурсов «Знатоки природы Кузбасса», «Весна, семья, экология и закон», «Земля Кузнецкая» расширяет кругозор учащихся, воспитывает в них чувство ответственности за состояние родной природы.
Среди традиционных массовых форм, которым можно придать экологическую ориентацию, во внеклас-сной работе с учащимися используются праздники и тематические дни: День леса, День воды, День Земли, День птиц, День здоровья. В холле лицея оформляются тематические выставки, приуроченные к экологическим датам. Выставки монтируются вместе со школьниками.
Одной из эффективных форм работы являются природоохранные акции. Накануне Дня леса в лицее проводится акция «Посади дерево». В октябре отмечается Международный день защиты животных – планируется акция «Четыре лапы». В новом учебном году в лицее уже запланированы акции «Скворечник», «Сохраним живую елочку», «Соберем. Сдадим. Переработаем», «Весенняя неделя добра», экологические акции и десанты «Скажи полиэтиленовому пакету нет!» (сбор отслуживших полиэтиленовых пакетов), «Твори добро» (сбор пластмассовых крышечек и бутылок), акция «Чистая река – чистые берега» (сбор мусора у родника на Красной горке, очистка берега реки Томи).
Роль школьных библиотек
В процессе экологического воспитания важную роль играет школьная библиотека. Педагоги лицея совместно с библиотекарем подбирают материал для уроков, разрабатывают сценарии классных часов, праздников, конкурсов. Библиотекарь проводит обзоры новой литературы по охране окружающей среды, оформляет книжные выставки «Природа Кузбасса», «Сказки леса», «Пернатые друзья», «Защита окружающей среды в творчестве писателей».
Юным исследователям библиотекарь помогает подобрать литературу для написания научных работ, с результатами которых учащиеся выступают на ежегодной научно-практической конференции ШАН (Школьная Академия Наук) «Первый опыт», на секции «Экология. Человек. Общество». Темы работ разнообразны: «Лекарственные растения официальной медицины поселка Маручак», «Рептилии Кемеровской области», «Рудничный сосновый бор города Кемерово», «Экология города Кемерово», «Самые грязные города России», «Что мы знаем об угле: опасная угольная пыль» и другие.
Экологическое воспитание детей эффективно, если родители и педагоги сотрудничают. Стоит отметить, что реализацию экологического просвещения нужно начинать и с родителей. Для решения этой задачи в лицее проводится экологический всеобуч по темам «Как воспитать любовь к природе», «Как сохранить здоровье ребенка», «Вредные вещества в окружающей среде и проблемы здоровья», «Домашняя экология». Также родители привлекаются к участию в экоакциях «Посади дерево», «Соберем. Сдадим. Переработаем», «Цвети, мой школьный двор».
Для экологического образования и воспитания в лицее важно, чтобы форма и тема мероприятий были направлены на всестороннее развитие лицеистов, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы.
«Охрана природы – долг каждого» – основная идея, которая красной нитью проходит через все экологические воспитательно-образовательные мероприятия МБОУ «Лицей № 89».
Ольга Давыдова, учитель биологии, Надежда Осипова, заместитель директора по ВР МБОУ «Лицей № 89»