«Эковек», № 10 (159), октябрь Официально

Экологические аспекты утилизации отработанных крупногабаритных шин в КуZбассе

15.11.2022

6 октября в рамках Международного угольного форума «Угольная отрасль – новые реалии» в Кемерове прошел круглый стол, посвященный утилизации отработанных крупногабаритных шин в регионе.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель Губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Анатольевич Панов. Он напомнил, что промышленная политика Кузбасса нацелена на развитие индустриального сектора экономики региона, при этом необходимо учитывать, что чем активнее развивается промышленность, тем актуальнее становится вопрос образования отходов производства и их утилизации.

По данным статистики, на территории Кузбасса ежегодно образуется порядка 60 тыс. тонн отработанных крупногабаритных шин, из них доля утилизированных в среднем за 4 года составляет около 60 %. При этом автомобильные шины имеют 4-й класс опасности и в природе разлагаются более 150 лет. Также шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное влияние на окружающую среду.

В соответствии с действующим законодательством шины пневматические автомобильные отработанные запрещены к захоронению, но практика захоронения шин в карьерах и промышленных отвалах все же имеет место быть, в том числе и в Кузбассе, что, безусловно, наносит вред окружающей среде. Поэтому обращение с шинами на территории региона необходимо брать под полный контроль.

В 2019 году была создана Рабочая группа по вопросам переработки крупногабаритных шин на территории Кемеровской области – Кузбасса, деятельность которой направлена на решение задач по вопросу обработки, утилизации и обезвреживанию автомобильных шин путем выработки предложений по формированию и развитию отходоперерабатывающей отрасли. При поддержке администраций Кемеровской области – Кузбасса и города Новокузнецка создана Кузбасская Ассоциация переработчиков отходов, которая объединяет специализированные предприятия – операторов по обращению с отходами, в том числе автомобильных шин. Сегодня в Кузбассе работает порядка 10 предприятий, которые способны перерабатывать весь объем КГШ, образующихся в регионе.

Президент «Кузбасской Ассоциации переработчиков отходов», директор ООО «Кузнецкэкология» (ведет переработку шин под Новокузнецком) Антон Хамин в ходе своего выступления отметил, что переработка шин в Кузбассе развивается активно, и регион можно считать лидером в этой отрасли как по числу предприятий, так и по разнообразию применяемых технологий и оборудования. По его оценке, угольщики, которые по старой советской традиции долгое время просто засыпали отработанные шины в отвалах, «постепенно осознают необходимость нормальной утилизации», и объемы переработки растут.

Однако до сих пор перерабатывается не более сорока процентов из образующихся до миллиона тонн шин в год, хотя Кузбасс по объемам переработки занимает третье место в России. Еще одна проблема в том, что большой объем КГШ передается на утилизацию компаниям, не имеющим для этого производственных мощностей.

О социально-экономическом значении утилизации крупногабаритных шин в Кузбассе рассказала Наталья Соколова, руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» экспертного совета Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Подойников Сергей Александрович, исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров шин по самостоятельному обеспечению выполнения нормативов утилизации отходов от использования шин и резинотехнических изделий «Экошинсоюз», в своем выступлении коснулся темы рисков и возможностей в экономике утилизации крупногабаритных шин. По его данным, мощности некоторых крупнейших переработчиков шин в России превышают 70 тыс. т в год. Но не всегда производственные мощности переработчиков загружены на 100 %. В отрасли проблемой является сбор сырья, так как отходообразователи не спешат сдавать использованные шины в переработку и менять свои бизнес-процессы, а на законодательном уровне в некоторых случаях такая ответственность не закреплена. Тем более что механизмов для отслеживания процесса от покупки шин (например, угольной компанией) до их утилизации сейчас нет.

Захар Сапурин, заместитель директора по экологии, промышленной безопасности и землепользованию компании «Кузбассразрезуголь», рассказал об экологической политике компании в части утилизации крупногабаритных шин. Объемы образования КГШ здесь составляют более 6 тысяч тонн в год, самые крупные шины по весу достигают 5 тонн. Компания утилизирует все сто процентов отработанных шин, затрачивая на это до пятнадцати миллионов рублей. Ущерб компонентам окружающей среды при этом полностью отсутствует.

Также поделились опытом экологической политики в части утилизации шин специалисты угольных предприятий, ведущих добычу угля открытым способом с использованием крупнотоннажной техники, Данила Коротков, заместитель технического директора по экологии и недропользованию компании «Стройсервис», и Любовь Тургенева, начальник управления безопасности и охраны окружающей среды компании «СДС-Уголь».

Представители переработчиков поделились с присутствующими своими достижениями и пока еще нерешенными вопросами. Денис Краев, генеральный директор ООО «УК «Сибирская горно-металлургическая компания», рассказал о строительстве завода «Вторичные ресурсы Сибири», который позволит комплексно решить вопросы переработки КГШ в Кузбассе по всем современным требованиям экологической повестки России. Он также отметил важность реализации цифровых проектов, помогающих учету и переработке КГШ, которые развивает и готовится внедрить СГМК.

Оксана Маслова, директор ООО «Сибэкопром», поделилась с участниками круглого стола накопленным опытом переработки КГШ и посетовала, что некоторые компании, образующие этот вид отхода, по старинке закапывают ценный ресурс в землю, чего не должно быть.

Представитель завода переработки покрышек Евгений Воробьев раскрыл перед присутствующими аспекты переработки текстильных КГШ и поделился успехами своего предприятия в реализации этого проекта.

Вниманию участников круглого стола были представлены и научные разработки, способствующие переработке КГШ. Так, о технологии переработки автошин и транспортерной ленты с получением активного резинового порошка «RKL2020» рассказал Юрий Васильев, заведующий кафедрой дорожно-строительных материалов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. А самый юный участник Егор Семенов, обучающийся Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УниКум», представил технологию разделения пиролизного масла с целью получения более маржинальных сырьевых продуктов.

Закончился круглый стол обсуждением поставленных задач и вопросов. Его участники долго не расходились, пытаясь найти наиболее верные способы решения задачи утилизации крупногабаритных шин в регионе.

Пресс-служба ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *