Официально

Ноябрь – ворота зимы

03.12.2020

На Руси ноябрь назывался груднем. Груды замерзшей грязи на проселочных дорогах, груды снега на полях, груды льда на реках. Крестьяне всегда говорили: «Лед на реке грудами, и хлеба будут груды».

Погода. Ноябрь в Кузбассе – месяц зимний. Среднемесячные температуры по всей области отрицательные. В горах и тайге снег лежит еще с середины октября. Но в Кузнецкой степи и лесостепи теплее, зима наступает на 10-15 дней позже. Постоянный снег ложится обычно в самом конце октября – первых числах ноября (в среднем 1-3 ноября) и уже не тает до весны. Из этого правила бывают и исключения. Так, в 2007 году в Кемерове и его окрестностях снег лег только 15 ноября, а в 2020-м – вечером 12 ноября.

Обычно в первой половине ноября морозы небольшие – до -5-10°С, случаются оттепели. Как писал наш краевед И. В. Зыков, в 1950-х – 1970-х годах абсолютный максимум температур ноября был в Кемерове +9°С; Крапивине +9,4°С; Тайге +10°С; Ленинске-Кузнецком +10,8°С; Новокузнецке +11,3°С; Гурьевске +12,6°С; Тисуле +12,8°С; Мариинске +13°С; в Кондоме +13,3°С. Во второй половине ноября обычно резко холодает. В это время случались и сорокоградусные морозы, так что наши большие реки сковывало льдом за 2-3 дня. Так, абсолютный минимум ноября: для Гурьевска и Ленинска-Кузнецкого -38,9°С; Новокузнецка -39,1°С; Кемерова -42°С; Мариинска -43°С; Тисуля -43,5°С; Тайги -44,8°С; Кондомы -44,9°С; Крапивина -45,1°С. Для сравнения за последние 10 лет в ноябре в Кемерове абсолютный максимум был 1 ноября 2019 года +12°С, а абсолютный минимум 29 ноября 2014 года -34°С.

Если в первой половине месяца снег идет мелкой крупой, то во второй половине ноября недолгие ясные и морозные дни с поземкой сменяются темными днями с обильными снегопадами, а нередко и с метелями. К концу месяца в лесостепи глубина снежного покрова может достигать 20-30 см, в горной тайге наметает 50-70, а местами и 100 см.

Праздники ноября. В прошлом народная жизнь была пронизана традициями, которые во многом определялись народно-православными праздниками. Этот календарь напоминал людям, что и когда делать, кого и когда чтить, когда работать, а когда отдыхать, веселиться и праздновать.

Главный государственный праздник в этом месяце отмечается 4 ноября – День народного единства. Это один из старейших государственных праздников, установленный еще царем Алексеем Михайловичем в 1649 году в память о событиях 1612 года – изгнания из Москвы поляков и литовцев ополчением земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского – и в честь почитаемой на Руси Казанской иконы Божией Матери. Кроме того, в народе этот день считался переломным, когда зима окончательно вступает в свои права.

12 ноября орнитологи и экологи по инициативе Союза охраны птиц России отмечают Синичкин день. Православная церковь в этот день отмечала память священномученика епископа Зиновия и его сестры Зиновии. По-народному праздник называют Зиновий Синичник. С этого дня на Руси вывешивали кормушки для зимующих птиц, среди которых самыми бойкими всегда были большие синицы. С этого же дня начинали и подледную рыбалку на прудах и озерах.

21 ноября Михайлов день – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Традиционно в Михайлов день начинались гуляния. В течение недели накрывались богатые столы, на которых обязательно должны были присутствовать пиво, жареное мясо, мед и пироги. 22 ноября – Матрена зимняя, Матренин день – память преподобной Матроны Константинопольской. Говорили, что в этот день «зима становится». Обязательно заваривали и пили лечебные травы и коренья, а еще раздавали бедным хорошие, но ненужные вещи.

24 ноября – день памяти святого преподобного Феодора Студита. У народа – Федор Студеный, Студенец, так как почти всегда в этот день стоит холод. В этот день кушали горячие щи сразу же после снятия их с печи. На Федора Студита люди старались не выходить из дома, а сидеть как можно ближе к источнику тепла и горячим щам.

27 ноября – день памяти апостола Филиппа. Исповедуя Слово Божье, он прославился тем, что сумел обратить в христианство страну Эфиопию. В этот день отмечали Филиппово Заговенье перед Рождественским постом. На столах перед долгим 40-дневным постом должно было быть много мясных блюд.

В этот день крестьяне обращались и к язычеству. Прежде чем приступить к вечерней трапезе, хозяева дома выходили во двор, кланялись и звали домового на ужин. Оставшуюся от ужина еду накрывали салфеткой и оставляли до следующего дня. Считалось, что ночью домовой обязательно поест, и если он останется доволен, то сбережет скотину, натаскает много снега и укроет им посевы от мороза.

30 ноября – Всемирный день домашних животных (World Day Pets). Он родился в 1931 г. в Италии на Международном конгрессе в защиту природы. Его девизом стали слова Антуана де Сент-Экзюпери из «Маленького принца»: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». В России отмечается с 2000 г. по инициативе Международного фонда защиты животных.

Растительность. Теплой осенью, как в этом году, в начале ноября можно видеть зеленеющие травы на склонах речных долин и холмов южной экспозиции, на обочинах дорог, насыпях, на городских газонах, но октябрьских цветов уже нет. Колышутся на ветру высохшие желтовато-бурые стебли трав.

Лиственные деревья и кустарники кажутся безжизненными, и только маленькие, плотно прижавшиеся к ветвям почки, предвещают весну и рождение новых листьев. Но даже спящие деревья кормят лесных обитателей. Неугомонные дятлы, синицы, пищухи и поползни обыскивают ветви и стволы берез и осин в поисках спрятавшихся пауков и насекомых. Березовые почки и семена всю зиму будут кормить не только чечеток и чижей, но и массивных тетеревов. Для них в нашей лесостепи корма зимой хоть отбавляй.

Зеленеют хвойные деревья и редкие вечнозеленые кустарники и травы под пологом темнохвойной тайги. На пихтах, елях, соснах в шишках созревают семена, которые будут кормить множество лесных обитателей до весны. Густая крона кедров, пихт и елей дает ночной приют всем лесным птицам, а также белкам и летягам. Поэтому зимой хвойные леса заметно богаче жизнью, чем луга, степи и березовые колки.

Беспозвоночные животные. В редкие теплые дни ноября многие насекомые активны. В заветрии на пригретых местах перелетают мухи, у родника толкутся комарики, в лесу можно увидеть хризоп – златоглазок, только не летних – зеленых, а осенних – желтовато-коричневых. На берегу даже замерзшего пруда можно встретить паука доломедеса – водяного охотника. Еще активнее жизнь под водой. Ползают улитки, плавают жуки-плавунцы и водолюбы, под камнями прячутся многочисленные личинки поденок, веснянок и ручейников. В ил зарылись личинки стрекоз. Гаммарусам – бокоплавам – вообще к холодной воде не привыкать. Они все лето живут в чистых холодных родниках. И даже когда лед покроет водоемы, жизнь в них не прекратится.

Водоемы. В течение ноября водоемы покрываются льдом. Сначала небольшие озера и пруды, затем реки с медленным течением, а потом уже и быстрые горные верховья и притоки. Становлению больших рек предшествует шуга, когда по воде плывут крупные льдины и «сало» (мелкий пластинчатый лед). Чем больше масса воды и быстрее течение, тем медленнее застывает река. При этом даже
в самые сильные морозы на быстринах и перекатах Томи остаются полыньи, а у берега подо льдом образуются большие пустоты. Они очень важны для всех животных, связанных с водоемами. Через них идет газообмен между воздухом и водой, что очень важно для рыб и беспозвоночных животных. В пустотах комфортно выдре и норке. На полыньях и у незамерзающих родников остаются зимовать некоторые птицы.

Рыбы. К ноябрю из горных рек скатились к их устьям на зимовку таймени, ленки-ускучи и хариусы. Залегли в зимовальные ямы осетр, стерлядь, сазан, закопались в ил на дне озер и прудов линь, серебряный и золотой караси. Другие рыбы, наоборот, поднимаются вверх по большим рекам и даже приступают к продолжению рода. В начале зимы к нам на нерест приплывают сиговые: нельма, пелядь, а в недавнем прошлом муксун и сиг-пыжьян. Для этого с середины лета они отправляются в путешествие: поднимаются против течения вверх по Оби и, преодолев около 2 тысяч километров, доплывают до Томи, Чулыма и Кии, в которых они нерестятся. Третья группа всем известных рыб почти не изменила своим привычкам и продолжает питаться. В ноябре, как только окрепнет лед, начинается лов окуня, плотвы, ельца, ерша, пескаря. Их ловят на мотыля. На живца берут крупный окунь и щука. Активно кормится и налим. Он только начинает готовиться к своему зимнему нересту.

Амфибии и рептилии находятся в анабиозе. О встречах с ними мы должны забыть до апреля.

Птицы. С этого месяца наша орнитофауна стала полностью зимней. В ноябре в Кузбассе можно встретить около 60 видов птиц оседлых, часть из которых совершает небольшие кочевки. В октябре и ноябре к ним прибавились 12 видов зимующих у нас пернатых кочевников с севера. Парами и поодиночке продолжают прилетать к нам огромные полярные совы и мохноногие канюки-зимняки. Но надолго они не задерживаются и с увеличением снежного покрова, скрывающего мышей и полевок, отлетают дальше на юг степной зоны. Редкий гость – самый крупный и величественный сокол – кречет. Он может задержаться на всю зиму, ведь его добыча – вороны, голуби, куропатки.

В середине октября-ноябре из северной тайги прилетают свиристели и щуры. Они кочуют в поисках ягод. Северным чечеткам по вкусу семена любых трав, а также берез. К ноябрю появляются у нас обитатели арктических пустынь и тундры: пуночки, лапландские подорожники и рогатые жаворонки. Они держатся по степям, обочинам дорог, пустырям, там, где ветер сдувает снег и вытряхивает из засохших трав семена. На ночевку они собираются в густых зарослях тростника по краям замерших озер, прудов и болот.

Большинство мирных растительноядных и всеядных птиц в это время года жмутся к себе подобным. Так безопаснее, теплее, легче находить корм. Сотенными стаями собираются дрозды-рябинники, свиристели, пуночки, полевые воробьи, тяжеловесные тетерева. Небольшими стайками – щеглы, синицы, снегири, домовые воробьи. В кормных местах птицы разных видов нередко объединяются в общие компании. На свалках собираются галки, черные и серые вороны. К ним присоединяются сороки и вороны. На березах общими стаями кормятся чечетки и чижи. В лесу к дятлу, долбящему ствол гнилого дерева, слетаются большие синицы, гаички, московки, поползни. Они бойко осматривают отлетающие в стороны кусочки коры и находят, «чем заморить червячка».

На полыньях остаются зимовать редкие у нас оляпки и нырковые утки: гоголи и большие крохали. Всю зиму не замерзают и родники. Возле них поодиночке зимуют бекасы-отшельники, кормятся оставшиеся зимовать овсянки и дрозды, компании больших синиц и белых лазоревок.

В начале зимы, когда пищи еще достаточно, живут оседло на своем гнездовом участке или поблизости от него вороны, сороки, сойки, кедровки, кукши, рябчики, глухари, оставшиеся зимовать совы: филин, неясыти и сычи.

Млекопитающие. В ноябре большинство зверей вполне благоденствует. За прошедшую осень и хищники, и травоядные поднакопили жирку и перелиняли. Кто-то заготовил припасы. Только у копытных осень была беспокойной. У косуль, оленей, лосей закончился гон, за время которого особенно похудели взрослые самцы. Теперь, успокоившись, они стараются наверстать упущенные калории. А вот у редкой в Кузбассе кабарги гон только начинается. При этом самцы этих мирных и пугливых копытных становятся агрессивными и, случается, дерутся, используя клыки.

В конце октября – начале ноября, до наступления больших снегопадов, большинству копытных животных, прежде укрывавшихся в горных и таежных лесах, предстоит переселиться в малоснежные районы. Первыми еще в октябре начали движение косули. Они сбиваются в табуны, которые в прошлом насчитывали сотни голов. Из Горной Шории и юго-запада Кузнецкого Алатау косули мигрируют в Хакасию на малоснежный восточный склон и в степи. С северо-западного склона уходят в Чебулинскую и Тисульскую лесостепь, в Кузнецкую котловину. В одном из мест их зимовки организован государственный заказник «Раздольный». Собираются косули и в остепненных предгорьях Салаирского кряжа в Горскинском заказнике.

Маралов у нас меньше, чем косуль, – менее 1000 голов. Лето большинство из них провело в высокогорьях на территории заповедника «Кузнецкий Алатау» и в Горной Шории. Теперь они уходят с юга области в Хакасию. Древний путь пролегает по р. Бельсу через Бельсинские ворота. Здесь создан Бельсинский заказник. Из северной части Кузнецкого Алатау маралы собираются на малоснежных хребтах в междуречье Кии и Кожуха, где для их охраны создан Чумайско-Иркутяновский заказник.

Последними движутся лоси. Этим высоконогим животным не страшны снега до 1 м глубиной, но это уже опасный предел. Их зимние стоянки охраняются в Бунгарапско-Ажендаровском, Салтымаковском и Салаирском заказниках. К слову, на восточный склон Салаиркого кряжа приходят лоси из Новосибирской области и Алтайского края.

За копытными следуют волки (сегодня их по большей части заменяют более вредоносные бродячие и безнадзорные собаки, особенно опасные для косуль), выходят из тайги рыси и росомахи.
В начале ноября устраиваются в берлогах запоздавшие медведи. Некоторые самцы еще побродят по выпавшему снегу. Самки ложатся пораньше, особенно с годовалыми медвежатами. Вообще медведи любят ложиться под снегопад, чтобы быстрее замело снегом и берлогу, и их следы. Так безопаснее. Первое время медведи лежат чутко. Если рядом с берлогой пройдет человек, могут и выскочить. Медведь, который не лег до середины ноября, скорее всего, станет опасным шатуном. Встреча с таким голодным хищником грозит людям гибелью.

В ноябре все пушные звери перелиняли и надели выходной зимний наряд. Ноябрь – самый продуктивный месяц для добычи пушнины. В это время по всей Сибири начиналась охота на пушного зверя. В недавнем прошлом и в Кузбассе профессиональные охотники выходили на охоту за белкой, соболем, американской норкой, колонком, горностаем. Пока снег не глубокий – с ружьем, собакой и сетью – обметом. Позже, по глубокому снегу, ходили по заранее проложенным путикам, настораживали ловушки — капканы, плашки, кулемки и собирали «урожай» пушнины. В настоящее время для такой охоты места в Кузбассе практически не осталось. Да и цена на «мягкое золото», даже на соболя, стала не так заманчива.
В начале зимы, по первому снегу и по свежей пороше о жизни зверей следопыт узнает гораздо больше, чем летом. По следам на снегу можно их и пересчитать, и прояснить прежде скрытые звериные тайны.

Николай Скалон, д.п.н., профессор кафедры экологии и природопользования ФГБОУ ВО «КемГУ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *